По результатам работы в первом полугодии 2013 г. морские торговые порты Украины получили убыток в сумме 125,7 млн грн. Об этом «Капиталу» сообщили в Министерстве инфраструктуры.
«Основная причина убыточности предприятий — сокращение обьемов переработки генеральных грузов из-за снижения грузопотоков этими портами», — сказано в сообщении министерства. Министерство не приводит данных за январь-июнь 2012 г. для сравнения.
Среди портов, получивших убыток, — Бердянский МТП, Белгород-Днестровский МТП, Измаильский МТП, Ильичевский МТП, Керченский МТП, Николаевский МТП, Ренийский МТП, Севастопольский МТП, Скадовский МТП, СПМ Октябрьск, Феодосийский МТП, Херсонский МТП.
«Закон «О морских портах Украины» направлен именно на то, чтобы эту ситуацию изменить к лучшему благодаря проведению реформы морских портов.
Это произойдет благодаря привлечению инвесторов с собственными грузами, за счет чего увеличится грузооборот, а деятельность отрасли стабилизируется. Этот фактор является ключевым для стабилизации работы портов и обеспечения устойчивого грузооборота», — считают в министерстве.
Грузооборот морских портов и терминалов Украины в январе-июле 2013 г. составил 81,9 млн т, что на 6,8% меньше чем за аналогичный период прошлого года. Объем перевалки импортных грузов за отчетный период вырос на 8,6%, до 10,6 млн т, экспортных — сократился на 5,2%, до 51,4 млн т, транзитных — сократился на 19,6%, до 18,6 млн т.
«В России есть программа развития портов, согласно которой до 2030 г. 60% обьема грузов, который сейчас переваливается в сопредельных государствах, планируется переориентировать на собственные порты. Основной обьем Россия планирует переориентировать до 2016 г.», — рассказал «Капиталу» аналитик Concorde Capital Роман Дмитренко.
По его оценке, сейчас на порты соседних с Россией стран приходится около 100 млн т грузов в год. Главная причина, по которой Украина теряет транзит из России и Казахстана, именно действия России в рамках принятой программы развития собственных портов, считает эксперт.