Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ) после последнего заседания обнародовала для обсуждения до 10 февраля новый порядок определения телеком-операторов с существенной рыночной силой (Significant Market Power, SMP). Об этом говорится в сообщении ведомства.
Документ разработан на смену старому порядку 2011 г. Основное отличие предложенного документа — регулятор сможет определять игроков SMP не только на оптовом рынке завершения звонков на сетях конкурентов, но и на любом другом рынке телекоммуникаций после его предварительного анализа. Доминирующей признается компания, контролирующая 25 % доходов в определенной сфере бизнеса.
В поиске новых монополий
Старый порядок позволял НКРСИ назвать всех владельцев инфраструктуры мобильной и фиксированной связи стопроцентными монополистами на своих сетях. Чтобы прекратить споры между операторами за ставку доступа к ним, регулятор два года назад установил единую таксу для всего рынка. Игроки под нее подстроились, конфликты утихли.
Дальнейшие изменения в законе «О телекоммуникациях», принятые в 2012 г., разделили полномочия Антимонопольного комитета и НКРСИ в сфере телекоммуникаций. Отраслевая комиссия получила возможность заниматься прогнозным регулированием — устанавливать границы рынков, проводить их анализ и контролировать доминирующих игроков.
В планах НКРСИ был также контроль розничных тарифов на мобильную связь и интернет. Для этого ей нужно было немного расширить законные полномочия. Но подготовленный регулятором необходимый законопроект в минувшем году так и не дошел до парламента. Как сообщил «Капиталу» представитель комиссии, Кабинет министров вернул проект на доработку, его дальнейшая судьба пока не определена. Сказалось и сильное лобби крупных мобильных операторов. Они сделали все возможное, чтобы НКРСИ не получила право влиять на их ценообразование.
Социально важное доминирование
Потерпев неудачу в законодательной сфере, регулятор решил сделать хотя бы первый шаг на пути к определению доминирующих компаний. Когда он окончательно утвердит новый порядок, то получит право как минимум заняться сбором данных и анализом интересующих его рынков.
SMP в случае крайней необходимости комиссия сможет определить и на розничных рынках. Но количество предусмотренных действующим законом предписаний к монополистам будет ограниченным. Главным образом они касаются условий взаимодействия самих компаний, а не отношений операторов и потребителей услуг. Например, регулятор сможет определить доминирующие компании на рынке взаимосоединения сетей. Теоретически это позволит НКРСИ избежать таких неприятных историй, как, например, крымский конфликт 2012 г. Тогда «Укртелеком» по экономическим причинам отключил от своей сети местную телефонную компанию «Крымтел», и десятки тысяч симферопольцев долгое время не могли позвонить на другую есть.
Мнение рынка
Представители крупных операторов относятся к будущему расширению полномочий комиссии настороженно. «Нынешние полномочия НКРСИ по определению и регулированию SMP-операторов достаточные и исчерпывающие, поскольку они вполне широкие», — цитирует ведущий специалист по связям с общественностью «Киевстара» Ирина Леличенко позицию юристов компании.
1 млрд гривен в год может собирать с участников рынка государство на развитие связи в селе и в горах
Представители операторов опасаются, что одна из основных целей нового порядка — это определение доминанта на рынке общедоступных услуг (фиксированная местная связь), крупнейшим игроком на котором в настоящее время является «Укртелеком». Закон сейчас позволяет это сделать, если регулятор посчитает, что спрос на такие услуги в отдельных регионах страны не удовлетворен. SMP-оператор будет обязан развивать социально важные услуги, даже если этот бизнес не является экономически оправданным. Государство по закону должно применять в таких случаях механизм возмещения убытков.
Депутат в помощь
НКРСИ пытается создать компенсационный механизм уже не первый год. В мировой практике эту функцию выполняет фонд универсальных услуг, который могут пополнять как государство, так и частные компании в принудительном порядке.
Примечательно, что фактически в одно время с публикацией нового порядка определения SMP-игроков депутат Партии регионов Дмитрий Шпенов зарегистрировал в Верховной Раде три законопроекта, предусматривающих создание такого фонда. Профучастники должны будут платить специальный сбор в размере 3,5 % от дохода, полученного от клиентских услуг до 2020 г., а НКРСИ — направлять эти средства на компенсацию убытков операторов универсальной услуги.
В пояснительной записке к законопроекту депутат отмечает, что проблема с доступом к местной связи до сих пор не решена в отдаленных районах сельской и горной местности. Помимо городской связи, Шпенов также предлагает отнести к разряду социальных сервисов еще и фиксированную международную связь. На этом рынке опять‑таки основной игрок — «Укртелеком». Но доходы от международного трафика компании быстро тают. В 2012 г. чистый доход в этой сфере составил 272,4 млн грн (–15 % по сравнению с 2011 г.).
Опоздали на 20 лет
По приблизительным расчетам «Капитала» на базе данных Госстата, ежегодный объем фонда будет составлять примерно 1 млрд грн. Начальник отдела по связям с общественностью «МТС Украина» Виктория Рубан считает, что создание фонда было актуальным в 1990‑е, когда доступ к услугам связи был далеко не у всех и стояла задача развития инфраструктуры. «Сегодня же мобильные операторы де-факто обеспечили полное покрытие страны и абсолютную доступность услуг мобильной связи населению», — отмечает она.
Рубан добавляет, что дополнительные сборы могут привести к росту цен на сотовую связь. Отметим, текущем году Кабмин и так собирается увеличить в пять раз сбор за использование радиочастотного ресурса — до 3,9 млрд грн (проект бюджета на 2014 г.). Это заставит мобильных операторов среднего размера (таких, как «Тримоб», например) отдавать за использование эфира весь годовой доход.