До 2013 г. подконтрольный бизнесмену Виктору Мазуру провайдер «Ланет Нетворк» планирует закончить строительство собственной оптоволоконной сети в Голосеевском районе Киева и охватить около 100 тыс. новых домохозяйств в столице. Об этом «Капиталу» рассказал директор компании Мариан Ивасюк.
Кроме того, в 2014 г. компания приступит к строительству инфраструктуры на левом берегу Киева. «Весной 2014 г. мы начнем работы по строительству сети на Троещине, после чего перейдем на Русановку и Воскресенку. Ежегодно планируем расширяться на 100 тыс. домохозяйств», — подчеркнул он.
На 1 сентября 2013 г. покрытие «Ланета» в столице составляет 400 тыc. домохозяйств. Это примерно 40 % всех домохозяйств Киева, подтвердил Мариан Ивасюк.
По данным компании E&C, количество абонентов провайдера в II квартале 2013 г. достигло 85 тыс. «В каждом подключенном доме мы намерены заполучить 10 % абонентов», — добавил директор «Ланет Нетворк».
Начало конкуренции
До 2010 г. абсолютным лидером на рынке ТВ и интернет-доступа в столице была компания «Воля». Однако после полного перевода Киева на цифровое телевидение абоненты, недовольные появлением обязательных для подключения ТВ-приставок, начали активно подключаться к недавно появившимся «Триолану» и «Ланету», которые предложили им привычную услугу — дешевое аналоговое телевидение, что послужило рычагом для роста абонбазы провайдеров.
И упомянутые компании, и ряд других новых активных провайдеров (например, IPnet, «Фринет») раскинули в спальных микрорайонах скоростные оптоволоконные сети по так называемым воздушным линиям (проводам от крыши к крыше). По скорости предоставления услуги передачи данных оптика в разы превышала технологию DOCSIS («Воля») и ADSL («Укртелеком»).
По оценкам директора киевского провайдера «Триолан» Вадима Сидоренко, количество интернет-пользователей в Киеве сейчас составляет порядка 600 тыс. (проникновение 60 %), а основными игроками на рынке являются «Воля» (до 200 тыс. абонентов), «Укртелеком» и «Триолан», у которых, по информации эксперта, примерно по 100 тыс. клиентов. На рынке кабельного ТВ в столице «Воля» контролирует более половины абонентов.
100 тыс. домохозяйств Киева планирует покрыть сеть «Ланет» до конца года
Президент «Воли» Сергей Бойко подтверждает, что конкуренция на киевском интернет-рынке довольно высока.
«За последние два-три года она, безусловно, ужесточилась в разы. И соответственно объем людей, которые в том или ином месяце отказываются от наших услуг, называя в качестве причины переход к другому провайдеру, увеличился по сравнению с 2007 г.», — добавил он.
Вторая волна
Мариан Ивасюк не раскрывает информацию о том, сколько составят инвестиции в расширение сети, но отмечает, что компания намерена их отбить на протяжении двух-трех лет. Однако, как рассказал «Капиталу» Вадим Сидоренко, стоимость строительства сети в расчете на одно домохозяйство провайдеру обходится в 100‑200 грн. Таким образом ежегодные инвестиции «Ланета» в сеть могут составлять до 20 млн грн.
Конкуренты «Ланета» пессимистично оценивают планы компании — заниматься сегодня строительством собственной сети невыгодно. Директор провайдера IPnet Дмитрий Грищук считает, что строительство сети в Киеве неоправданно и обходится гораздо дороже, чем реконструкция уже готовой сети.
Вадим Сидоренко добавляет, что столичный интернет-рынок уже достаточно насыщен и «свободных» абонентов на нем практически не осталось. Хотя Мариан Ивасюк не исключает расширения сети путем покупки более мелких провайдеров «по хорошей цене» — $ 150 в расчете на одного абонента.
Бесплатное телевидение в бандле с интернетом, которым ранее завоевывал абонентов «Ланет», сейчас уже не новинка, и все больше провайдеров предлагают такие услуги, говорит Вадим Сидоренко.
Кроме того, по мнению Дмитрия Грищука, компании будет сложно завлечь новых пользователей какими‑то акционными предложениями. Маркетинговые фишки наподобие акций и бесплатных подключений характерны для каждого киевского провайдера, подтвердили игроки интернет-рынка.
«Единственный фактор, на котором может сыграть «Ланет», — это хорошее качество предлагаемых услуг, — полагает Грищук и добавляет: — Если они заходят в район, где качество услуги не очень хорошее, у них есть шансы там получить абонентов».