Около 20 страховых компаний с ноября перестанут продавать полисы «автогражданки». Об этом «Капиталу» сообщили сразу три источника на страховом рынке.
Среди кандидатов на уход — структуры, собирающие до 1 млн грн премий по ОСАГО. Это такие СК, как «Лемма», «Укргазпромполис», «Крымская», «Скайд», «Остра», «Ритейл-Страхование» и «Европейский страховой союз».
Причина ухода — вступление в силу изменений к закону об ОСАГО, увеличивающих до 5 млн грн отчисления в Фонд защиты потерпевших. Эти деньги, по мнению авторов документа, должны повысить финансовую устойчивость страховщиков, продающих полисы ОСАГО.
Малыши — на выход
Требования вступают в силу с 5 ноября, а до конца следующей недели многие компании должны определиться: нужно им вносить такую сумму в Фонд защиты потерпевших или нет.
Как ранее сообщало Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ), 28 страховщиков должны до 5 ноября дополнительно внести до 2 млн грн, а 41 СК — до 2,3 млн грн. Многие решили не вносить деньги.
«Нам выгоднее разместить эти два миллиона на депозитах в небольших банках под более высокий процент. В итоге заработаем больше, а рисковать своим имиджем будем меньше, чем при продаже полисов ОСАГО», — подчеркнул руководитель одной из уходящих компаний, попросивший не называть его имени.
«У нас обязательств по «автогражданке» на 1 млн грн, а с нас требуют внести гарантии в фонды бюро на 5 млн грн — это нецелесообразно. Поэтому мы решили не делать этого», — сообщила гендиректор СК «Крымская» Изабелла Бильдер, подтвердив планы по выходу из МТСБУ.
Часть страховщиков еще не приняла окончательного решения. «Мы пока не знаем — будем выходить или нет», — сказали представители «Укргазпромполиса». Но эксперты рынка считают, что большинство небольших игроков рынка «автогражданки» все же покинет МТСБУ, а значит, перестанет продавать ОСАГО.
«При ежемесячных сборах премий по 100 тыс. грн заморозить в фондах бюро 5 млн грн решится далеко не каждый акционер», — убеждена президент ассоциации «Страховой бизнес» Людмила Билошицкая.
Если в прошлом году объем рынка «автогражданки» был на уровне 2,4 млрд грн, то на покидающие МТСБУ компании приходится до 70‑75 млн грн собранных премий, что составляет около 3 % рынка.
«Останутся те, кто делает реальный бизнес на «автогражданке», и им станет легче работать. Ведь мелкие участники бюро часто блокируют принятие нужных решений. Теперь они уйдут, и МТСБУ станет более сильным и сплоченным пулом», — уверен предправления страховой группы ТАС Павел Царук.
У представителей небольших компаний иное мнение. «К нам за 20 лет не было ни одного судебного иска по ОСАГО, а многие крупные компании, как известно, постоянно судятся из‑за невыплат. Поэтому МТСБУ нужно не финансовый барьер ставить, а усиливать надзор за теми структурами, которые не платят», — уверена Изабелла Бильдер.
Уйдут по‑английски
Именно крупные компании, по словам Людмилы Билошицкой, последний месяц активно обращаются к потенциальным «выходцам» из МТСБУ и предлагают высокие комиссионные за продажу полисов «автогражданки» — уже на агентских условиях. Как посредникам им предлагают до 50 % комиссии за продажу чужих полисов. Многие компании рассматривают такой вариант сотрудничества.
«Агенты рисковать не будут. А компании, которые будут разбрасываться такими высокими комиссионными, потом не смогут выполнять свои обязательства перед клиентами», — уверена Билошицкая. Сегодня, по подсчетам страховщиков, даже 20‑25 % комиссии приводит к убыточной деятельности по ОСАГО.
Всплеск неплатежей, по мнению экспертов, может ждать рынок уже в ближайшие месяцы — после массового выхода страховщиков из МТСБУ.
83 страховщика являются членами МТСБУ
«Риск неплатежей есть, и он высок, некоторые компании после выхода перестанут платить по своим обязательствам», — отметил президент Украинской федерации страхования Андрей Перетяжко. Эту информацию подтверждают и другие участники.
«Мы выплатим, но я слышала заявления других руководителей о том, что выплачивать людям не будут», — подтверждает Изабелла Бильдер. Страховщики могут так поступить, поскольку по закону в таком случае их обязательства покрывает МТСБУ за счет гарантийных фондов. В бюро не ответили, как планируют решать эту проблему. В пресс-службе Нацкомфинуслуг сообщили, что, согласно лицензионным условиям, регулятор может аннулировать лицензию такой компании.