Кабинет министров утвердил стратегический план развития Министерства доходов и сборов на 2013‑2018 гг. (копией располагает «Капитал»). Нынешняя редакция стратегии несколько отличается от первоначальной версии, которую министерство представило в июле текущего года.
Помимо конкретизации сроков ее выполнения, Миндоходов уделило больше внимания усилению контролирующей функции в отношении плательщиков и модернизации системы внутреннего аудита. В частности, в документе появились такие пункты, как развитие системы управления рисками в сфере таможенного контроля, усовершенствование системы противодействия контрабанде и предотвращение нарушений таможенных правил. К реализации большей части поставленных задач Министерство доходов и сборов намерено приступить уже в конце 2013 г.
Работа с плательщиками
Основная часть намеченных мероприятий касается работы с налогоплательщиками. В планах Миндоходов обеспечить контроль за проведением субъектами хозяйствования наличных расчетов и разработать законопроекты, которые ускорят взимание налоговых долгов.
«Все механизмы взимания долгов прописаны в кодексе — описывать и продавать имущество, взимать дебиторскую задолженность. Просто ранее налоговики не так оперативно работали с должниками и с подготовкой необходимых подзаконных актов. Сейчас решили ускориться», — объясняет председатель комиссии Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) по вопросам экономической политики Юлия Дроговоз.
Ранее руководитель департамента доходов и сборов с физлиц Миндоходов Вячеслав Бусарев также заявлял «Капиталу», что министерство намерено ужесточить контроль за должниками по единому соцвзносу (ЕСВ), а специалисты Миндоходов, Министерства финансов и других заинтересованных ведомств разрабатывают новый механизм взимания долгов по ЕСВ. В частности, по словам Вячеслава Бусарева, обсуждаются размеры штрафных санкций.
Помимо прочего, с 2014 г. в Миндоходов намерены усилить функции главного следственного управления финансовых расследований. По словам заместителя главы парламентского комитета по вопросам таможенной и налоговой политики Андрея Сенченко («Батьківщина»), это чревато увеличением нагрузки на соответствующее управление Миндоходов.
«В европейских странах налоговые полицейские следят за крупными должниками и уровнем коррупции в самом ведомстве, у нас же хотят установить надзор и за самыми мелкими налогоплательщиками», — отметил депутат.
Из предыдущей редакции стратегии в новую перекочевал пункт о создании института таможенно-налоговых атташе при посольствах Украины за границей. Как раннее писал «Капитал», предполагается, что новые сотрудники дипмиссий будут работать в государствах, отличающихся низкой налоговой нагрузкой на бизнес, а также в странах со значительным товарооборотом.
По версии Миндоходов, атташе будут способствовать привлечению иностранных инвестиций, а также консультировать проживающих за границей украинцев по вопросам ведения бизнеса на родине.
В ведомстве Александра Клименко не отказались и от идеи всеобщего декларирования доходов граждан. Разработать и ввести эту систему Миндоходов собирается в ближайшее время.
Об этом свидетельствует наличие в программе развития пунктов по разработке пошаговых инструкций заполнения деклараций физлицами и усовершенствование системы декларирования и администрирования налога на доходы физлиц, внедрение которых запланировано на 2013‑2014 гг.
Внутренние модификации
Часть запланированных стратегией мероприятий направлена и на преобразования в самом министерстве. Для более качественного мониторинга всеобщего декларирования в Миндоходов намерены разработать и внедрить новую модель работы департамента доходов и сборов c физлиц.
«Сейчас в министерстве с физлицами взаимодействуют через налоговых агентов. С введением всеобщего декларирования ответственному департаменту придется работать «проактивно». То есть у него могут появиться новые функции для прямого контакта с такими плательщиками», — прогнозирует руководитель налогово-юридической практики EY Владимир Котенко.
Разработчики стратегии позаботятся также об усовершенствовании работы центрального аппарата и территориальных подразделений Миндоходов. Их сотрудников ждет введение системы KPI (Key performance indicator) — индикаторов оценки эффективности работы.
Помимо этого, министерство собирается ввести табели территориальных органов Миндоходов. «Это унифицированный документ, который формируется в автоматическом режиме для всех территориальных органов министерства. С его помощью будет проводиться анализ эффективности их работы», — поясняется в стратегии.
По мнению Юлии Дроговоз, мониторинг качества работы сотрудников министерства обязательно должен быть, но при наличии адекватных критериев, по которым центральный аппарат будет его проводить. «Сейчас критерий один — объем собранных налогов. Таким образом, каждый руководитель регионального подразделения работает только над тем, как выполнить план поступлений. Другое дело, если такими критериями станут уменьшение количества жалоб плательщиков и качество ответов на поступившие в ведомство запросы», — указывает она.
Эксперты в целом позитивно оценивают стратегию. Юлия Дроговоз уверена, что программа развития будет выполняться, но исключительно потому, что в ней присутствуют направления, по которым Миндоходов работает уже сейчас.
Согласно тексту стратегии, ежегодное финансирование мероприятий, прописанных в документе, будет осуществляться из госбюджета. Правда, по словам главы Союза налоговых консультантов Леонида Рубаненко, планы министерства пока имеют сугубо декларативный характер, так как сначала стоило бы отчитаться за новшества 2013 года, а затем планировать работу на последующие пять лет.