Фотоиндустрия не только зафиксировала продолжающееся последние годы падение продаж (и в количественном, и в денежном выражении) бюджетных фотоаппаратов, но и отреагировала на него сокращением модельных рядов и свертыванием маркетинговой активности в этой категории товаров.
А ведь на протяжении многих лет именно недорогие камеры давали значительную часть оборота.
Люди все чаще снимают на смартфоны — таковы реалии сегодняшнего дня. И «цифромыльницы» постепенно становятся историей.
В нынешнем году сразу две мультипродуктовые компании представили свое видение смартфона с трансфокатором. Ключевое слово тут мультипродуктовые, поскольку обе имеют в корзине своих предложений и смартфоны, и «классические» цифровые фотоаппараты.
Чудеса конвергенции
В условиях, когда физическое старение устройства происходит намного медленнее, чем хотелось бы производителям, устаревание моральное является едва ли не главной заботой разработчиков-концептуалистов. Но ситуация «больше мегабайтов, мегагерцов, ядер и т. д.» всегда не бесконечна, и для стимулирования сбыта требуются свежие идеи.
Для рынка смартфонов одной из таких «свежих идей» мог бы стать фотомодуль с переменным фокусным расстоянием объектива. Причем совершенно оправданно.
16 мегапикселей более чем достаточное разрешение не только для смартфона Samsung, но и для профессиональной зеркалки
Если уж смартфоны вытеснили простые цифровые фотоаппараты, то пусть обеспечат сходную функциональность — зум-объективы появились в «цифромыльницах» буквально с момента их выхода на рынок, еще в середине 1990‑х.
Идея о возможности рассматривать фотомодуль с зум-объективом в качестве одного из конкурентных преимуществ не посетила руководящие умы основных игроков рынка смартфонов в начале развития этого сегмента.
Заданный ими вектор на снижение толщины корпуса сегодня почти достиг апогея: самые тонкие модели 2013 г. перешагнули планку в 6 мм. Между тем законы физики пока не подвластны отделам маркетинга, и создать разумный по цене зум-объектив таких габаритов просто нереально.
Samsung выпустила Galaxy Zoom с выдвижным 10‑кратным объективом и 16-мегапиксельной матрицей. Этот смартфон толщиной около 15 мм способен полностью заменить «цифромыльницу» и добавляет всю мощь операционной системы Android с возможностью установки различнейших редакторов и коммуникационных программ. Судя по всему, в роли «донора» фоточасти выступил «цифрокомпакт» WB30F.
Sony пошла другим путем и выпустила приставку к смартфону, которая может работать, как будучи механически прикрепленной к его корпусу, так и на удалении — связь между устройствами беспроводная, используется стандартный Wi-Fi. Пробный ход Sony понятен: во главу угла ставится задача получить покупателей, уже имеющих смартфоны, да и сохранение толщины корпуса — немаловажный маркетинговый ход.
Зум или не зум
Член фотоагентства Magnum Георгий Пинхасов снимает на Apple iPhone без трансфокатора, однако использует зум-объективы на «больших» фотоаппаратах. Он полагает, что эксперимент, ведущий к расширению творческих возможностей, всегда здорово, однако главное — это вкус и чувство меры, а не «прием ради приема».
Эргономичность Galaxy Zoom в роли смартфона (а это его основное предназначение) спорная. Реализация беспроводного соединения удаленного видоискателя (коим фактически является в этой связке смартфон) пока не позволяет Sony получить на экране то качество изображения, которое есть в любом электронном видоискателе.
Да и сам блок фотомодуля получается дорогим, ведь там нужны и процессор, и аккумулятор, и модуль Wi-Fi. Зато Sony представила две модели с разными объективами и матрицами (Cyber-shot DSC-QX10 и QX100), что позволяет покупателю выбирать.
Надо сказать, обе компании владеют технологиями перископного шахтного зума. Он использовался в тонких цифровых фотоаппаратах, на память приходят модель Samsung NV3 и линейка Sony T. Суть перископного трансфокатора в том, что блок линз перемещается внутри достаточно длинной шахты над матрицей, расположенной перпендикулярно (а не параллельно, как в обычных моделях) к передней панели устройства.
Это позволяет целиком разместить зум-объектив в корпусе, сделать его компактным и хорошо защитить от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Например, толщина корпуса у камеры Sony T77 составляла те же 15 мм, что и Samsung Galaxy Zoom.
Украинский фотограф Игорь Гайдай считает, что зум-объектив в смартфоне нужен — и не только по сугубо утилитарным (чтобы сфотографировать, например, объявление и потом прочитать текст), но и по творческим соображениям. «Причем как раз любителям он нужен больше, — уверен он. — Профессионал знает, как подойти ближе, как скомпоновать кадр, а вот начинающему проще все сделать рычажком».
Впрочем, рыночные перспективы подобного рода продуктов старший аналитик рынка бытовой электроники и фото компании GfK Ukraine Виктория Буряк оценивает скептически. «Современные устройства напичканы таким количеством интересных функций, что фотомодуль — не главное, — полагает она. — Если появится сегмент смартфонов с зум-объективами, он не станет мегапопулярным, поскольку такие устройства будут пользоваться спросом только у самых продвинутых любителей новых гаджетов».
Что дальше
Производители смартфонов, видимо, изначально не собирались серьезно конкурировать с фотоаппаратами, однако после того как с подачи Apple возникла iPhono-графия, маркетинговый маховик раскручивается все стремительнее.
Пока идет борьба за количественные характеристики, в первую очередь — разрешение матриц. Стало хорошим тоном использовать 13‑мегапиксельные чипы, фотографический модуль Sony QX100 предлагает фантастические 20 млн точек. Следующий этап, по всей видимости, — рост чувствительности матриц для съемок в условиях плохой освещенности (мы уже проходили это в обычных фотоаппаратах).
Апелляция к качественным характеристикам для массовой аудитории сегодня неэффективна. Поскольку прорыва в качестве (например, было черно-белым, а стало цветным) нет, разговоры об улучшении пластичности картинки, плавности полутоновых переходов и пр. не находят отклика в сердцах покупателей, даже если маркетологи придумывают цифровые показатели.
Индустрия смартфонов вплотную приблизилась к рубежу, который компьютерная индустрия перешагнула в начале нынешнего века.
Прирост ключевых характеристик становится бессмысленным для большинства пользователей и задач. Действительно, зачем повышать плотность пикселей на экране, если человеческий глаз уже не в силах их различить? Зачем рост вычислительной мощи процессоров, если те недогружены или вовсе простаивают значительную часть времени?
Вопрос с размерами экрана, кстати, уже решился. Именно поэтому технически возможное внедрение нового стандарта видео — Ultra HD, или 4К — в дисплейных технологиях смартфонов бессмысленно.
При неизменных физических габаритах экрана и расстоянии просмотра удвоение количества элементов изображения не даст выигрыша в качестве, поскольку сами элементы уже слишком малы.