В третьем квартале планшеты, которые, как казалось в первом полугодии, уже были на пике продаж, начали бить собственные рекорды. Согласно данным GfK Ukraine, предоставленным «Капиталу», в Украине в третьем квартале было продано 388 тыс. планшетов — на 71 % больше, чем кварталом ранее и почти в пять раз больше, чем за тот же период год назад.
Продажа этих устройств принесла розничным дилерам 750 млн грн. — на 50 % больше, чем кварталом ранее.
Планшетами увлеклись школьники
Всплеск продаж планшетов был и прошлой осенью, но затем рост прекратился. Эксперты тогда говорили, что рынок уже насыщен, а часть пользователей, напротив, разочаровались в новом форм-факторе мобильных компьютеров.
Директор по маркетингу розничной сети «Цитрус» Виктор Шолошенко связывает очередной бум продаж планшетов со снижением средней цены устройств и началом школьного сезона, когда родители покупают своим детям компьютеры для учебы.
Но если раньше студенты и школьники предпочитали ноутбуки и нетбуки, то сейчас выбирают планшеты, указывает он: «Ноутбук, в отличие от планшета, за 800 грн не купишь».
750 млн грн составил в третьем квартале рынок медиапланшетов. Больше всего было продано бюджетных устройств
Впрочем, сверхбюджетные устройства особой популярностью не пользуются: на сегмент «до 800 грн» приходится только около 20% продаж планшетов, еще около 20% — на устройства стоимостью 800‑200 грн и еще столько же — на планшеты стоимостью до 2000 грн.
Местные сборщики потеснили дорогие устройства
Хотя наиболее популярными бреднами остаются Samsung, Apple и Asus, их теснят такие бренды, как Prestigio (белорусская компания «Асбис», выросшая в международную группу, зарегистрированную на Кипре) и украинская компания Navigator (собирает планшеты imPAD).
К третьему кварталу Prestigio отвоевала около 10% украинского рынка в натуральном выражении, отмечает ее украинский маркетинг-менеджер Анна Коваль. Продажи украинского imPad тоже быстро растут: если во втором квартале «Навигатор» реализовал 19,9 тыс. устройств, то в третьем — уже около 30 тыс. (в пересчете по данным GfK на долю этой компании пришлось 8% рынка).
Брендов второго эшелона на рынке уже великое множество: например, в каталоге Rozetka.ua таких более 40. Обычно свои планшеты под новыми торговыми марками выводят ИТ-компании или их менеджеры, которые специализировались на стационарных компьютерах и комплектующих. Но их основной бизнес перестал приносить значимый доход.
Директор департамента компьютерных систем «Навигатор» Александр Костюк говорит, что главное преимущество брендов второго эшелона — цена.
Но она постепенно перестает быть решающим фактором для потребителя при выборе устройства. Хотя средняя цена планшета снизилась за год почти вдвое до 1934 грн, Костюк отмечает, что она должна пойти вверх: «Если раньше на бюджетные устройства приходилось 70%, то сейчас уже около 50%», — отмечает он.
Связано это с тем, что местные сборщики пытаются подстроиться под спрос. Так, например, Prestigio разбил свои предложения на три основные категории: бюджетная (до 1 тыс. грн), средняя (1-2 тыс. грн) и премиум (более 2 тыс.).
Более дорогие модели отличаются тем, что собраны из металла, а не из пластика, экран имеет большее разрешение, более производительный процессор. У брендов первого эшелона нет возможности для таких маневров. Цены на их устройства стартуют от 2 тыс. грн.
Ставка на Новый год
По прогнозам аналитической компании IDC, к концу года в регионе Центральной и Восточной Европы будет поставлено больше планшетов, чем нетбуков и ноутбуков вместе взятых. Виктор Шолошенко прогнозирует, что благодаря предновогодним продажам реализация планшетов в Украине может составить до 40% в четвертом квартале. Данные GfK свидетельствует, что планшеты быстро догоняют лептопы.
За 9 месяцев 2013 г. в Украине было продано более 836 тыс. планшетов и более 1,1 млн ноутбуков и нетубков. При этом за аналогичный период прошлого года продажи планшетов составили всего 162 тыс., а ноутбуков и нетбуков — 1,1 млн.