Украина стоит на пороге подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Такое решение обяжет государство в сжатые сроки провести реформы в каждой из сфер экономики, в том числе и в телекоммуникациях. На первый взгляд, отечественный телеком-сектор и так максимально приближен к европейским нормам.
Проникновение мобильной связи превышает 120 %, активными пользователями интернета являются 17 млн украинцев, и эта цифра постоянно растет.
Соглашение не содержит норм, которые были бы абсолютно новыми для действующего телеком-законодательства, учитывая, что гармонизация законодательства с ЕС продолжается уже не одно десятилетие, уверен директор по регуляторно-правовому обеспечению компании «Киевстар» Андрей Осадчук.
Первые шаги
Однако при детальном изучении проекта соглашения выясняется, что в Украине действует лишь часть европейских норм, основная цель которых — поддерживать конкуренцию в отрасли. Для этого регулятор должен иметь все полномочия по проведению анализа рынка на предмет конкурентоспособности и определения на нем игроков с существенной рыночной силой (Significant Market Power, SMP).
Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), уже наделена этим правом, но лишь на одном из рынков — завершение звонков на сетях операторов.
Регулятор установил единую ставку доступа к сети SMP‑игроков, чтобы никто из них не создавал искусственных барьеров при звонках на свою сеть и не обогащался за счет входящего трафика конкурентов. После вступления в силу законодательных изменений бескомпромиссные судебные споры между игроками завершились.
ЕС настаивает, чтобы регулятор имел право определять SMP-игроков и на других рынках, в том числе и розничных, для того чтобы контролировать крупный бизнес, не дающий расти новичкам. Участник также должен иметь право оспорить решение регулятора отрасли в специальном независимом апелляционном органе. Если этого не произошло, регулятор вправе определить для оператора ряд ограничений и предписаний.
Проверка на честность
Согласно договору об ассоциации, нельзя допускать перекрестного субсидирования услуг и установления расценок значительно выше или ниже себестоимости. В Украине этот механизм применяется сплошь и рядом. Например, когда «Киевстар» несколько лет назад построил свою сеть домашнего интернета, то начал предлагать абонентам пополнять один счет и получать равноценный бонус на интернет.
Иными словам, пользователь мог получать одну из услуг бесплатно. За 3,5 года компания подключила 723 тыс. абонентов, став вторым игроком на рынке после «Укртелекома». Но операторы жаловались, что «Киевстар» обвалил рынок и рост доходов замедлился. Не удалось пока много заработать и инициатору нововведений. Его доход от домашнего интернета — только 3 % от оборота.
Недавно группа компаний «Триолан» также объявила, что социальный пакет кабельного ТВ будет предоставляться абонентам бесплатно, несмотря на затраты на техобслуживание. Оператор хочет привлекать интернет-абонентов за счет бесплатного телевидения. Согласно нормам ЕС, чтобы не допускать подобных перекосов, комиссия сможет контролировать все затраты на разные виды деятельности и даже в особо тяжелых случаях особенности бухучета.
9 млн гривен стоит лицензия на оказание услуг мобильной связи, которая по своей сути представляет собой бумажку с печатью, занесенную в реестр
Это может привести к тому, что компании не смогут рекламировать услуги, которые якобы стоят ноль гривен. Необходимо будет информировать потребителя о конкретной цене за определенную услугу. В Европе наиболее болезненным вопросом в сфере регулирования ценообразования до последнего времени был роуминг.
Операторы наживались на приезжих из соседних стран, устанавливая им заоблачные расценки, при возможности их зарубежные конкуренты отыгрывались. В итоге Еврокомиссия установила граничные тарифы на роуминг-услуги, которые ежегодно искусственно снижаются.
Чтобы не терять доходов, европейцы подняли цены на роуминг для приезжих из других регионов, в том числе и из Украины. Поэтому если наша страна со временем попадет под надзор Еврокомиссии, то и роуминг-расценки для наших туристов в Европе упадут, а в России они могут, наоборот, подскочить, ведь это уже будет страна из «другого лагеря».
Разделяй и властвуй
Еще одна порция возможных ограничений на SMP-игроков предоставит конкурентам доступ к их инфраструктуре, вплоть до конечных абонентских линий. Это позволит быстрее развиваться на уже готовой инфраструктуре новым участникам и не дублировать ее.
Кроме того, такая норма даст зеленый свет виртуальным операторам, не имеющим своей сети, но предоставляющим услуги, используя свой маркетинг. Базовый оператор, признанный SMP, обязан будет продавать «виртуалу» оптовый пакет услуг, который тот сможет перепродать в розницу.
Сейчас в Украине таких компаний нет — никто их не пускает. Но применять такие нормы регулятор должен очень осторожно: только если они не окажут сильного влияния на возврат уже вложенных инвестиций в сети крупных игроков. К примеру, «Киевстар» за 9 месяцев 2013 г. уже вложил в сеть 1,2 млрд грн, а МТС проводит плановый масштабный ремонт (замена многих устаревших составляющих сети за два года), который обойдется, по оценкам генерального директора компании Ивана Золочевского, в $ 0,7‑1 млрд.
Регулятор, ориентируясь на Евросоюз, уже разработал несколько законопроектов по совместному использованию инфраструктуры и регулированию ценовой политики SMP-игроков. Но эти инициативы были восприняты в штыки гигантами, стремящимися сохранить неприкосновенность своих владений. Поэтому проекты нацкомиссии застряли на стадии согласования.
Социальная нагрузка
Универсальный сервис — это один из телекоммуникационных основных терминов в словаре договора ЕС. Каждая страна сама вправе определить набор услуг связи, которые являются социальными. Доступ к ним на одних и тех же условиях должен иметь каждый украинец, независимо от того, где он находится. В нашей стране уже есть подобный пакет. Универсальной услугой считается фиксированная местная связь, насчитывающая 10 млн абонентов.
Кроме того, универсальную услугу предоставляют провайдеры телевидения — это 28 общенациональных каналов и несколько региональных. Опыт европейских стран показывает, что в универсальный пакет входит и интернет-доступ. НКРСИ пыталась прописать эту норму и в украинском законодательстве.
По ее идее, абонент получил бы возможность доступа ко всемирной сети на скорости 2 Мб / с по фиксированной цене. Но в этой инициативе был также прописан механизм компенсации средств, потраченных на работу сетей местной связи и строительство интернет-сетей. Регулятор предложил, что все операторы обязаны будут перечислять 3,5 % от заработка в общий фонд (около 1 млрд грн ежегодно).
Но действующие структуры опасаются, что львиная доля компенсаций пойдет на покрытие убытков «Укртелекома» от местной связи. Таким образом, компания улучшит свои результаты за счет конкурентов. Поэтому этот документ также застрял в бюрократических недрах. Кстати, ЕС дает государству альтернативу: или покрывать убытки на соцсервисы за счет бюджета, или за счет рынка. Второй вариант предлагается чиновниками в различных законопроектах уже около пяти лет, а о первом никто не вспоминал.
Бумага по цене бумаги
Наконец, один из важнейших разделов в договоре об ассоциации с ЕС касается лицензирования и использования ограниченных ресурсов. Европа требует, чтобы Украина не зарабатывала на бумажках.
Иными словами, если комиссия выдает разрешение на вид деятельности, не предусматривающее получения прав на использование номеров или радиочастот, то оно должно стоить ровно столько, сколько стоит его оформление. Каждая общенациональная лицензия на мобильную связь, международные и междугородние звонки обходится в 9 млн грн, а ее продление — 30 % от этой стоимости.
Ежегодно регулятор может отчислять в бюджет солидные суммы. Бюджетом на 2013 г. предусмотрено, что лицензирование вещателей и провайдеров принесет более 60 млн грн. Но больше всего государство зарабатывает на плате за использование радиочастот — около 900 млн грн в год. Правда, Европа тоже не без греха.
В начале 2000‑х европейские страны проводили конкурсы на 3G-лицензии, и документы достались участникам по баснословным ценам. Только германские операторы заплатили тогда в бюджет € 51 млрд за шесть лицензий. В то время связь третьего поколения практически не приносила доходов, так как смартфоны и мобильный интернет только начали появляться. Поэтому многие рискнувшие на конкурсах операторы в скором времени обанкротились.
Частотный передел
Украинские операторы сейчас тоже жалуются. Как говорит Осадчук, в ЕС один из принципов регулирования — «технологическая нейтральность». Регулятор предоставляет оператору право самостоятельно принимать решения о том, какие технологии он хочет развивать на выделенных ему частотах. А в Украине до сих пор есть только одна 3G-лицензия у дочерней компании «Укртелекома».
Остальные игроки, скупившие лицензии на спектр и ежегодно отчисляющие миллионы гривен за его использование в бюджет, имеют право оказывать только 2G-услуги на базе устаревающего стандарта GSM. Таким образом, компании получают основной доход от голосовых услуг, а переча данных приносит копейки. В структуре доходов «Киевстара» она составляет 6,7 %, а МТС — 9,9 %, в то время как в Европе операторы уже зарабатывают на этой деятельности четверть дохода. Эпопея с 3G-конкурсами в Украине продолжается уже восемь лет.
Подписание соглашения об ассоциации заставит страну определиться с четкими сроками их проведения. В противном случае мы так и останемся аутсайдером. Согласно данным ООН, проникновение мобильного интернета у нас составляет 4,4 %, а средний европейский показатель — 58 %.
Но собеседники «Капитала» в НКРСИ подчеркивают: если уж говорить о справедливости, то чтобы приблизить наши нормы к ЕС, можно, например, сбросить все частоты в общий котел и переделить их между участниками рынка в равных долях. В противным случае, после внедрения принципа технической нейтральности кто‑то окажется с 3G / 4G, а кто‑то с носом из‑за нехватки спектра.
спрашивается Какие изменения ждут телекоммуникационную отрасль, если Украина пойдет в ЕС?
Сторожилы рынка надеются, что местные операторы научатся конкурировать не за счет ресурсов, а с помощью новых услуг и их качества
Игорь Литовченко,
президент «Киевстар»:
Применение норм ЕС поможет победить стагнацию, которая длится уже несколько лет. Главным шагом на этом пути должно стать внедрение принципа технологической нейтральности. Это даст возможность рынку повысить доходность и динамичность, а граждане получат скоростной мобильный интернет. 70 % международного голосового и 50 % интернет-трафика уходит в Россию. Но за последние несколько лет увеличился и обмен трафиком между Западом и Востоком, а Украина оказалась надежным и конкурентным маршрутом.
Эрик Франке,
экс-директор UMC, «Воля», Microsoft Ukraine:
Евроинтеграция — это большой плюс, для клиента в первую очередь. В Европе нет границ и местных монополий. Все игроки имеют равные права на доступ к инфраструктуре. Нет такого, как в Украине — чтобы завести сеть в дом, нужно узнать, есть ли такая возможность у «Укртелекома». Абонент не привязан к оператору номером. Он вправе менять сеть и оставлять его. И, конечно же, роуминг. Когда приехавший турист звонит из Украины в Европу, на родину, то это стоит ему огромных денег. Такого быть не должно.
Константин Грицак,
директор Телекомму-никационной палаты Украины:
Думаю, стоит говорить о консолидации рынка — при этом потребитель точно будет в выигрыше за счет роста качества услуг. Ожидаем, что регулятор все свои решения будет принимать с учетом европейского законодательства.
Дмитрий Шоломко,
генеральный директор «Google Украина»:
Исходя из тех документов о евроинтеграции, которые я видел, могу сказать, что на развитие интернет-услуг в Украине подписание этого соглашения никак не повлияет: ни хуже, ни лучше не станет. Сейчас эта индустрия развивается хорошими темпами. Она и дальше будет так развиваться.
Олег Стефанюк,
президент SV-Consulting, экс-президент «УРС» (Beeline):
Подписание соглашения о евроинтеграции на отрасли отобразится позитивно. Страна будет вынуждена двигаться в сторону цивилизованного ведения бизнеса. Операторы мобильной связи будут соблюдать правила по расположению своих технических объектов. Также будут сведены к минимуму монопольные действия компаний на этом рынке. Кроме того, евроинтеграция решит вопрос с выдачей лицензий на 3G и 4G-связь.
Сергей Бойко,
президент «Воля»:
Изменится способ регулирования, повысится роль саморегулирующихся организаций — ассоциаций и т. п., которые будут вырабатывать и повышать стандарты как услуг (технические стандарты), так и обслуживания. От этого выиграют и потребители и, конечно же, участники рынка (те, кто эти стандарты будет соблюдать).
Николай Фартушный,
член Нацсовета по вопросам ТВ и радиовещания:
Через Национальный совет никакие документы относительно подписания соглашения о евроинтеграции не проходили. Законодательство в сфере телевидения и радиовещания каким было, таким и останется. Мы и дальше будем придерживаться международных соглашений, подписанных Нацсоветом. Есть, конечно, со стороны Европы замечания относительно общественного вещания и свободы слова в Украине, но мы и так работаем в этом направлении.
Александр Ольшанский,
президент компании Mirohost/Imena:
Никаких революционных изменений не произойдет. Единственное — украинские компании начнут стремиться к выходу на европейский рынок, а европейские компании, соответственно, в Украину. После чего конкуренция на нашем рынке ужесточится и некоторые компании за ее счет смогут расширить свой бизнес, а некоторые — уйти с рынка.