Через два года региональное телевидение в том виде, в котором оно существовало последние 15-20 лет, может исчезнуть. Телерадиокомпании, работающие в региональных и областных центрах, не способны оплачивать эфирное вещание.
Как сообщил «Капиталу» член Национального совета по вопросам ТВ и радиовещания Николай Фартушный, только за последние месяцы от цифровых частот отказались несколько региональных компаний.
Основная причина — у небольших телекомпаний нет средств на то, чтобы платить за услуги общеукраинской цифровой сети «Зеонбуд».
На днях нацсовет вместе с Независимой ассоциацией вещателей (НАМ) попытался найти ответ на вопрос, как помочь региональным каналам, обеспечивающим местной информацией миллионы украинцев.
«Регулятор поддержал нас в том, что нужно разработать несколько пилотных проектов по созданию отдельных цифровых
сетей местного уровня в регионах, где на это есть спрос», — рассказала «Капиталу» президент НАМ Татьяна Лебедева.
По ее словам, ассоциация обязалась предоставить своего рода пробный бизнес-план для двух-трех регионов. Это могут быть Одесская, Черновицкая и Ивано-Франковская области.
План спасения
НАМ предложила несколько вариантов спасения региональных телекомпаний. Если у одного из местных вещателей в распоряжении есть аналоговые частоты, которые не будут использованы под общенациональную «цифру», он сможет организовать на их основе собственную местную цифровую сеть, в которой хватит места и для тех компаний, у которых нет возможности купить место в пакетах «Зеонбуда».
Если же свободных частот нет, ассоциация попробует получить согласование на дополнительные полосы в «Укрчастотнадзоре». Неиспользованный ресурс есть и у «Зеонбуда»: он собирался сделать дополнительный платный пакет, но отказался от этих намерений, напоминает Лебедева. Конкурс на места в региональных сетях будет проводить нацсовет.
У Фартушного возникает сомнение в том, что во многих населенных пунктах найдется спрос на дополнительные 8‑12 каналов. Но сами вещатели не видят в этом проблему: дополнительные ресурсы некоторые их них хотят потратить на HD-телевидение и даже мобильное ТВ.
7,9 грн в час обходится вещание малой мощности до 100 Вт в сети «Зеонбуд»
По словам Лебедевой, такое взаимодействие обойдется вещателям значительно дешевле, чем работа с монопольным провайдером телесигнала по общему тарифу. Это могут быть маломощные передатчики с радиусом действия в 10‑15 км, которые обеспечат сигналом отдельный населенный пункт.
Как говорит Лебедева, в отдельных городах вопрос регионального ТВ стоит особо остро. «В Черновцах, например, есть две частные ТРК, и ни у одной из них нет цифровой лицензии. Это означает, что в 2015 г., когда аналоговое ТВ будет отключено, люди останутся без местных новостей», — отмечает она, добавляя, что медийным бизнесменам, работающим в городе с 1990‑х, придется закрыть канал и уволить сотни сотрудников.
Живее лидеров
В общей сложности в Украине сейчас работает 298 местных ТРК, из которых 158 не получили места в сети «Зеонбуд». Николай Фартушный указывает, что далеко не все телеканалы могут обеспечить полноценный эфир и способны вещать только по несколько часов в сутки. Поэтому региональные мультиплексы понадобятся не везде.
«Чтобы обеспечивать местное население телевидением, иногда достаточно провести кабельную сеть или интернет», — поясняет он. Но как только телекомпания с отменой аналогового вещания перестанет распространять сигнал в эфире, любой кабельный провайдер может отказать в трансляции ее сигнала и в своей сети, обращает внимание Лебедева.
Ведь по закону провайдер обязан давать доступ в свою сеть только эфирным телерадиокомпаниям, напоминает она. Поэтому для многих местных вещателей переход на «цифру» означает неминуемую смерть, утверждает президент НАМ.
Несмотря на то что многие региональные игроки действительно слабы и не выдерживают конкуренции со стороны национальных каналов (которых уже 28), заметная доля таких медиакомпаний — это все‑таки крепко держащийся на ногах средний бизнес. У телерадиокомпании «Черновцы», вещающей 24 часа в сутки, в штате работают 60 человек.
«Я иногда шучу, что мне даже не хватает этого времени, чтобы все показать», — говорит совладелец канала Геннадий Сергеев. По его словам, аудитория «Черновцов» — около 800‑900 тыс. человек (включает население города и населенных пунктов области и близлежащих регионов).
В региональном рейтинге «Черновцы» всегда занимают 4‑5 место и уступают только общенациональным гигантам, таким как «Интер» или «1+1». Но в «цифру» канал не попал, так как места в сети «Зеонбуда» (на каждую область отводится по 4 канала) заняли созданные незадолго перед конкурсом 2011 г. компании.
Предправления телерадиокомпании «Луч» из Луганской области Борис Вершинин добавляет, что его компании технически тяжело дотянуться до вышки, где размещено оборудование «Зеонбуда» — она находится в другом городе.
«У нас есть свой телецентр, своя вышка и свое оборудование, и мы хотели бы иметь возможность продолжить это эксплуатировать», — добавил он. Самая сложная ситуация, по словам менеджера, будет в Одесской области, где около 10 вещателей могут распрощаться с бизнесом.
Не в ногу с миром
Татьяна Лебедева говорит, что в Европе и США региональные каналы при переходе на цифру не пропадают. «Американская телевизионная компания ABC, например, предоставляет по несколько часов в день региональным каналам, и жители знают, в какое время у них есть возможность посмотреть местные новости», — пояснила она.
По словам Сергеева, с появлением «цифры» компании, напротив, экономят, так как один передатчик способен обслуживать 8 каналов вместо одного. «А «Зеонбуд» берет с каждого игрока столько же, сколько стоит размещение на башне концерна РРТ одного аналогового передатчика», — отмечает он.
Согласно тарифам «Зеонбуда», один час вещания маломощного передатчика (до 100 Вт) обходится в 7,9 грн без НДС, а тариф КРРТ составяет 7,76 грн. Недавно решение о строительстве региональных сетей приняла Грузия, добавил Вершинин.
Гористая местность не позволяла доставлять сигнал из крупных городов в другие населенные пункты. Такая же ситуация, по словам собеседника, сейчас и на западе страны, где есть горы и холмы.
Стоит отметить, что финансовую нагрузку с трудом выдерживают даже общенациональные каналы. Ведь им придется до конца 2015 г. платить за распространение аналогового сигнала и «цифры» одновременно.
StarlightMedia (СТБ, «Новый», ICTV) в течение года отказывалась платить «Зеонбуду» за вещание, мотивируя это тем, что абонентская база сети не соответствует цене.