Укртелеком — одна из крупнейших корпораций в стране — переживает скандал, связанный с возможной реприватизацией. Более четырех лет это предприятие, обслуживающее свыше 5,5 миллионов телефонных номеров фиксированной связи, и 1,6 миллионов пользователей интернет, принадлежит частному инвестору — компании СКМ, бенефициаром которой является Ринат Ахметов. Фонд государственного имущества объявил сделку по продаже Укртелекома недействительной, и требует вернуть корпорацию государству. Стороны конфликта ведут судебные разбирательства. Иски по Укртелекому рассматривают в Украине и Лондоне, с участием госбанков и аудитора PWC.
Укртелеком — огромная корпорация, созданная в 1991 году на базе подотрасли электросвязи, доставшейся независимой Украине в наследство от УССР. Первые десятилетия независимости это был государственный монополист на рынке фиксированной связи, а также других услуг, например, спецсвязи.
В частные руки корпорация попала недавно — в период, когда президентом в стране был Виктор Янукович. Считалось, что сама приватизация проходит для будущей продажи компании именно его семье. 12 октября 2010 года Кабмин объявил дату и стартовую цену продажи контрольного пакета Укртелекома. В марте 2011 года дочка EPIC, компания ООО ЕСУ, стала владельцем 92,79% акций Укртелекома за 10,57 млрд гривен. В результате нескольких перепродаж компанию выкупила СКМ Рината Ахметов. В 2013 году СКМ приобрела ООО ЕСУ, став акционером 92,79% акций Укртелекома.
Данную схему с тремя перепродажами акций называли возможной легализацией акционерного участия СКМ в Укртелекоме. Иногда СКМ называли «ширмой», представляющей интересы семьи Виктора Януковича на рынке связи. Впрочем, после революции 2014 года явных претензий новой власти к этой истории не прозвучало, до начала проверки состояния компании со стороны ФГИ. Только в мае 2016 года началась проверка выполнения приватизационных соглашений. В феврале 2017 года ФГВ направил ООО ЕСУ акт, в котором не подтвердил выполнение некоторых из более 50 обязательств. В том числе, претензии были по инвестициям в бизнес и по построению и передаче спецсвязи государству.
В апреле 2017 года СКМ сделали следующее заявление: «Как контролирующий акционер и владелец Укртелеком, группа СКМ заинтересована в объективном и независимом расследовании всех обстоятельств приватизации Укртелекома. Группа СКМ не принимала участие в приватизации Укртелекома в 2011 году, а купила этот актив у предыдущих владельцев в 2013 году. Группа СКМ будет защищать свое право собственности и корпоративные права Укртелекома». Правду решили искать в судебном порядке.
19 октября Хозяйственный суд Киева удовлетворил иск ФГИ, приняв решение разорвать с ООО ЕСУ заключенный в 2011 году договор купли-продажи 92,79% акций Укртелекома. 13 декабря апелляционный суд оставил это решение в силе.
«Мажоритарный акционер Укртелекома ЕСУ не согласен с отдельными выводами, изложенными в акте ФГИ, который был составлен по результатам проверки исполнения приватизационных обязательств по Укртелекому, — рассказали в Укртелекоме. — СКМ стала собственником контрольного пакета акций Укртелекома в 2013 году, через два года после его приватизации. По мнению ООО ЕСУ, ключевые претензии ФГИ связаны с действиями или бездеятельностью предыдущих собственников Укртелекома и характером обязательств, взятых ими на себя во время приватизации».
По данным E&C Consulting, количество абонентов фиксированного широкополосного доступа (ШПД-интернета) Укртелекома в 2013 году составляло 1,64 млн пользователей, а по итогам 2016 года — 1,6 млн пользователей. Вопреки событиям на Донбассе и в Крыму, показатели Укртелекома можно считать успешными. Например, по количеству клиентов с доступом к фиксированному интернету Укртелеком занимает первое место в стране.
За несколько лет компания заменила старые медные каналы связи на оптиковолоконные и провела модернизацию сетей совместно с китайской компанией Huawei за кредит китайского банка. Одновременно, группа СКМ пыталась продать компании «Водафон Украина» мобильный сегмент Укртелекома, ТриМоб, как непрофильный бизнес. Правда, пока что сделка не состоялась.
«Мировой тренд телеком-индустрии последних лет — это переход на технологии широкополосной мобильной связи и другие формы фиксированной связи со скоростным доступом в сеть интернет. В этой тенденции Укртелеком, фактически не развивая свой мобильный сегмент, показывает растущую прибыль. В первую очередь, за счет роста ШПД-интернета. Прибыль компании и другие финансовые показатели говорят о том, что несмотря на высокую конкуренцию со стороны других игроков мобильной связи, многочисленных провайдеров интернет, менеджмент компании работает профессионально и высокоэффективно», — рассказывает эксперт по рынку телекома из Лондона Александ Медяновский.
Компания работает в плюс. Согласно данным официального отчета за 9 месяцев Укртелеком заработал более 638 млн гривен, тогда как за аналогичный период 2016 года прибыль после налогообложения составила 249 млн гривен. При этом, нельзя сказать, что компания находится в идеальном состоянии.
Например, согласно официальному аудиторскому отчету PWC за 2016 год, Укртелеком получил «условно-позитивную оценку». На языке аудиторов это значит, что не все в компании в порядке: «У нас не было возможности получить достаточные и приемлемые аудиторские доказательства для подтверждения справедливой стоимости отдельных объектов основных средств общей суммой в 1,7 млн гривен.... поскольку управленческий персонал не обеспечил хранение и не предоставил нам надлежащие учетные записи, расчеты и какие-либо другие доказательства достаточного анализа для обоснования того факта, что справедливая стоимость указанных активов основана на рыночных данных». Согласно этому же отчету, вопросы у аудитора были по основным средствам, классифицированным как «коммуникационное и другое сетевое оборудование» и «строение и улучшение арендованных помещений».
Напомним, что еще в 2011 году во время приватизации Укртелекома критики процесса «намекали», что интерес к компании заключается в огромном количестве объектов недвижимости. «У Укртелекома было множество активов, таких как санатории, пансионаты, и так далее — ведомственных объектов, оставшихся со времен СССР. И не все эти объекты, скорее всего, вернутся в госсобственность», — рассказывает глава ассоциации ИнаУ Александр Федиенко.
Далее, аудитора смущал тот факт, что Укртелеком прокредитовал материнскую компанию — т.е. СКМ — на 737 млн гривен, а также приобрел облигации группы СКМ на более 160,8 млн гривен. Остаток дебиторской задолженности по процентам по этим облигациям — 65,5 млн гривен. «У нас не было возможности получить достаточные доказательства по погашению данных остатков», — сообщали в компании PWC.
737 млн гривен — это серьезные деньги для Укртелекома. Чистый доход компании от реализации товаров и услуг в январе-сентябре 2017 года составил более 4,6 млрд гривен. Таким образом, кредит в 737 млн гривен — это 1/6 всех годовых поступлений в компанию. В самой компании Укртелеком заключение аудитора не комментируют.
«Вопросы, которые поднял Фонд госимущества и которые сейчас активно обсуждаются, относятся к уровню управления акционерным обществом . На данный момент результат продажи Укртелеком ЕСУ а затем СКМ точно не материализовался в виде наличных денег на счётах Государственного бюджета. Со стороны выглядит так, что Укртелеком выпустил облигации, под которые госбанки выдали кредиты на его же (Укртелеком) покупку. Если это так, то в этой схеме не видна выгода для государства, которое в сухом остатке пока ничего не получило», — рассказывает Александр Медяновский.
История с приватизацией Укртелекома сопровождалась ведущими банкирами Украины. Например, член набсовета банка ПУМБ Илья Архипов курировал эту сделку в СКМ, но покинул группу Рината Ахметова в 2016 году. Сейчас Архипов является советником в украинском Альфа Банке. В пул кредиторов Укртелекома входили Ощадбанк, «Сбербанк России» и другие банки. Депозитные линии компания размещала в Ощадбанке, Укргазбанке и ПУМБе.
У государственных банков к Укртелекому есть претензии. В 2011 году ООО ЕСУ выпустила облигации на 2 млрд гривен для оплаты сделки по покупке Укртелекома. В 2015 году Укртелеком обязался выкупить эти облигации у государственных Ощадбанка и Укрэксимбанка. В залоге у этих банков находятся 92,79% акций Укртелекома.
Как рассказали LB.ua в Ощадбанке, «задолженность Укртелекома перед Ощадбанком есть, часть этой задолженности признана проблемной. Взыскание такой задолженности является предметом судебного разбирательства, до разрешения которого мы бы предпочли не комментировать его».
В экспертной среде озвучивают такой вероятный сценарий, как возврат Укртелекома в госсобственность, благодаря возможности Ощадбанка и Укрэксимбанка забрать акции Укртелекома за долги. «Акции Укртелекома были переданы их собственником в залог двум государственным банкам: Ощадбанку и Укрэксимбанку. Пока еще рано давать однозначный ответ, а есть ли возможность этим двум госбанкам взыскать акции, так как в судах различных инстанций рассматривается дело о расторжении приватизационного договора между Фондом государственного имущества и собственником акций Укртелекома. Суды не рассматривают вопрос правовых последствий такого расторжения, тем самым вариативным остается возможность обращения взыскания на пакет акций в пользу двух государственных банков — Ощадбанка и Укрэксимбанка», — заявляют в Ощадбанке.
«Насколько эффективным будет Укртелеком в руках государства? Стоит посмотреть, какой менеджмент останется или вернется в управление. Однозначно можно сказать, что это большое предприятие возвращается обратно с большими внешними долгами», — говорит глава ассоциации ИнаУ Александр Федиенко.
«Для меня очевидно, что государство не может стать эффективным управленцем для таких предприятий», — говорит народный депутат Александр Данченко.
Третья судебная линия Укртелекома рассматривается в международных судах. А именно, кипрская Raga Establishment Ltd (ранее — EPIC Telecom), подала иск против SCM Financial Overseas Ltd, которая в 2013 году покупала Укртелеком, а также против SCM Holdings Ltd и PricewaterhouseCoopers Ltd. Истец обвиняет SCM Financial Overseas в том, что обязавшись в 2013 году перечислить за Укртелеком $860 млн, компания фактически заплатила только $100 млн — в 2013 году, после чего платить перестала. Портал Liga связывает Raga с Денисом Горбуненко, который является или тезкой, или же фактически руководителем обанкротившегося банка Родовид. Добавим от себя, что до Родовид Банка банкир Денис Горбуненко имел отношение к управлению другим крупнейшим банком страны — ИНКО, который также обанкротился.
Сегодня к телеком-активам СКМ относятся группа Vega, управляющая компанией ММДС Украина. Ранее в СКМ входил оператор мобильной связи lifecell, с 2016 года принадлежащей турецкому оператору Turkcell.
Эксперт по телекоммуникациям Роман Химич считает, что СКМ с высокой долей вероятности выйдет победителем из истории с Укртелекомом. «Украинское государство в лице и законодательной, и судебной, и исполнительной властей достаточно эффективно защищает интересы именно СКМ в телекоме. Хрестоматийный пример — это история с „ММДС Украина“, которая при выручке за 2016 год порядка 4 млн гривен получает от государства 0,5 млрд гривен „справедливой компенсации“ за частоты 4G. В ходе этих игр формально-правовая сторона вопроса не является критерием для оценки возможных сценариев. Заявления ФГИ о том, что компенсации СКМ за Укртелеком не будет, вызывает сомнение, так как завтра может появиться совсем другая позиция. Например, в судебном порядке», — говорит Роман Химич.
Народный депутат Александр Данченко считает, что компанию через судебные разбирательства могут готовить для некого нового инвестора. «В истории Укртелекома было несколько продаж и все они не всегда соответствовали общерыночным стандартам M&A. Эта телеком-компания всегда была некой „игрушкой“ для сильных мира сего в решении каких-то задач. То, что происходит сейчас, может быть одним из инструментов получения контроля над каналами передачи данных в канун проведения парламентских и президентских выборов в 2019 году», — рассказывает Данченко.
Одним из вариантов будущего развития Укртелекома является продажа компании по частям, например, разделив её по регионам Украины. «Главным является вопрос соответствия цены реальной стоимости активов. И не мало важно что на самом деле выставляется на продажу. Вспомните ситуацию с лицензией на 3G, которая была у Укртелекома более 10 лет. При этом собственники компании её не продавали, не давали возможность другим операторам развивать технологию, тем самым тормозя экономические и инновационное развитие страны», — рассуждает Данченко.
«На уровне государства реприватизация Укртелекома это, скорее, негативный фактор, который ухудшает инвестиционный климат. Для Укртелекома, склонен отнести также к негативным факторам, текущий менеджмент справляется с задачами и вызовами, да они „не хватают звезд с неба“ но с учетом внутренних и внешних факторов их работу можно оценить как весьма эффективную», — рассказывает управляющий партнер E&C Анатолий Фроленков.
Возможно, что история с интересами СКМ в телекоме, включая продажу частот ММДС — это часть неких глобальных договоренностей между Ринатом Ахметовым и нынешней властью, связанных с другими отраслями, к которым есть интерес со стороны украинских политиков. «Мы можем просто не видеть вторую часть этих договоренностей», — допускает эксперт по рынку телекома Сергей Горбачевский.
На уровне кулуаров давно говорится о том, что история с реприватизацией Укртелекома связана с пожеланиями нынешних властьимущих украинских политиков, и последующей продажей новому инвестору. «Профильные инвесторы всегда ищут оптимальные варианты для покупки. Укртелеком может быть интересен глобальным профильным инвесторам», — резюмирует Анатолий Фроленков.