За годы независимости Украины у правительства так и не появилось ни технической, ни юридической возможности ограничивать или временно отключать доступ к телекоммуникационным услугам (мобильной и фиксированной связи, интернету, телевидению) в случае введения чрезвычайного положения или возникновения чрезвычайных ситуаций.
Отметим, в последние дни в СМИ и социальных сетях появилась спекулятивная информация о том, что сегодня отключат связь и интернет. Операторам и провайдерам якобы было разослано письмо, в котором их обязали отключить доступ к услугам в связи с введением чрезвычайного положения в стране.
Представители крупных операторов опровергли эту информацию. Как выяснил «Капитал», инструментов для отключения связи частных операторов у государства попросту нет. Согласно закону «О телекоммуникациях», при объявлении чрезвычайной ситуации управлением работы сетей начинает заниматься центральный орган исполнительной власти в сфере связи.
Им сейчас является Государственная администрация специальной связи и защиты информации. Техническую координацию должен осуществлять Национальный центр оперативно-технического управления сетями.
В 2004 г. Кабмин временно возложил исполнение функций центра на тогда еще государственное предприятие «Укртелеком».
Операторы связи в условиях ЧП должны предоставлять центру ресурсы своих сетей для предупреждений и оповещения населения, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проведения мобилизации, обеспечения потребностей нацбезопасности и охраны правопорядка.
Кроме того, центр может допускать снижение качества услуг, устанавливать временное ограничение на их предоставление.
Но в 2011 г. «Укртелеком» был приватизирован. Сейчас он является собственностью компании СКМ. Поэтому государство должно было создать собственный центр на базе Госспецсвязи.
«Но он так и не был создан», — сообщил директор Украинского сетевого информационного центра Юрий Гончарук. «Национальный центр управления сетями сейчас, как мы понимаем, функционирует на базе «Укртелекома», несмотря на то что это уже частная компания», — отмечает директор по регуляторно-правовому обеспечению компании «Киевстар» Андрей Осадчук.
«Ни Госспецсвязи, ни национальный центр на сегодняшний день не смогут управлять сетями операторов, потому что технически к этому не готовы», — говорит еще один собеседник в крупном операторе.
Кроме того, так и не были прописаны правила, на основании которых центр взаимодействует с операторами. «Поэтому операторы, получив какие‑то требования, могут выкинуть эти бумажки в мусор», — уверен Гончарук.
«В Украине никогда не объявляли ЧП, детальная регуляторная база под такие мероприятия не прописана. Перечня услуг, которые могут быть ограничены, так же нет», — подтверждает Осадчук.
«Мы своей сетью управляем и будем управлять сами. В чрезвычайных ситуациях от нас могут потребовать предоставить дополнительные возможности связи в интересах государства, например выделить дополнительные каналы связи», — отмечает начальник отдела по связям с общественностью МТС Виктория Рубан. Но в любом случае, по ее словам, это произойдет не за счет ограничения услуг, которые предоставляются абонентам.
«Реализовать на практике отключение абонентов нельзя. В случае объявления чрезвычайного положения от операторов могут потребовать, главным образом, обеспечивать связью госорганы», — поясняет Юрий Гончарук.
В Госспецсвязи сегодня долго рассматривали запрос «Капитала», но под конец дня ответ так и не прислали, а на телефонные звонки пресс-служба перестала отвечать после 18:00.