Сделка по продаже небольшого, 74‑го по размеру активов, банка «Перший» находится на завершающей стадии. Об этом «Капиталу» сообщили сразу три источника на финансовом рынке. «Насколько я знаю, переговоры ведутся с лета прошлого года и уже близятся к завершению», — уточнил изданию знакомый с ситуацией источник, который пожелал остаться неназванным. Официального комментария от банка «Перший» на момент сдачи номера в печать «Капитал» не получил.
Оптом дешевле
Покупателем банка «Перший» называют известного российского бизнесмена, экс-президента «Конверс Групп» Александра Антонова. Нынешние собственники финансового учреждения, среди которых Банк Грузии (19,4 % акций) и группа частных лиц (80,6 %), продают 100 % акций. «Договоренность о том, что Банк Грузии продаст свою долю, если такое решение примет группа физлиц, владеющая основным пакетом акций, была еще в 2011 г., когда Банк Грузии продал физлицам этот пакет», — пояснил источник. В группу частных инвесторов входят пять представителей из набсовета и ревизионной комиссии банка, которым принадлежит в общем 35 % акций. Кто владеет остальными 45,6 % — неизвестно.
Сумма сделки, по данным «Капитала», немного превышает $ 10 млн. То есть цена финструктуры с момента продажи его 80,6 % акций в 2011 г. практически не изменилась. Тогда Банк Грузии выручил $ 9,6 млн, притом что собственного капитала у банка было 292,6 млн грн ($ 36,5 млн). По данным за 9 месяцев 2013‑го, капитал финучреждения составлял 298,2 млн грн ($ 35,5 млн).
Банк Грузии купил «Перший» (ранее БГ Банк; Универсальный банк развития и партнерства) в 2007 г. за $ 81,7 млн.
После страховой
Финансисты считают, что Александру Антонову нужен банк для создания в Украине своей финансовой группы. Осенью прошлого года появилась информация о том, что связанные с предпринимателем частные лица купили страховую компанию «Наста». И хотя сам бизнесмен этот факт отрицал, косвенным доказательством сделки стали его неоднократные выступления в августе-сентябре перед коллективом «Насты». Антонов рассказывал людям о новой стратегии работы компании и объяснял, почему меняется топ-менеджмент. Тогда же на банковском рынке начались разговоры о покупке им банка «Перший». Как стало известно «Капиталу», летом Антонов начал проводить due diligence этого финучреждения.
$ 10 млн могут выручить собственники банка «Перший» за 100 % его акций
Эксперты финансового рынка не могут назвать достоверную причину покупки банка, не зная планов покупателя. «Если судить в общем, то небольшой банк с прозрачными активами — это неплохое приобретение для любого собственника финансовой группы», — отмечает гендиректор инвесткомпании SP Advisors Ник Пиацца. В 2011 г. он принимал участие в продаже акций «Першого» — возглавлял инвесткомпанию BG Capital, которая организовывала сделку. «На тот момент у банка была прозрачная структура и чистые активы», — утверждает Пиацца. По его словам, на момент продажи финучреждение ориентировалось на корпоративных клиентов. С 2011 г. политика банка существенно не изменилась: портфель кредитов физлицам на 1 октября 2013 г. составил 48,4 млн грн, а юрлицам — 1,3 млрд грн. При этом на депозитах физлиц находилось 812 млн грн, юрлиц — 573 млн грн.
Лондон на страже
Сам Александр Антонов свое участие в приобретении банка «Перший» отрицает. «Эта информация не соответствует действительности», — заявил он «Капиталу». Не подтверждает причастность к сделке и его сын, экс-совладелец литовского банка Snoras Владимир Антонов: «Мне, если честно, не до банка. Тем более в Украине…. В Украине мне точно ничего не нужно!» — заверил он издание.
То что, Антоновы не признаются в покупке банка «Перший», финансисты объясняют проблемами, возникшими у семьи недавно. 20 января Лондонский суд решил экстрадировать в Литву совладельцев банка Snoras Владимира Антонова и Раймондаса Баранаускаса. Оба они еще в 2011‑м были задержаны в Великобритании по выданному Литвой европейскому ордеру на арест, после того как Snoras объявили банкротом. В 2012 г. Snoras подал иск к Антонову и Баранаускасу в лондонский суд, обвинив их в хищении средств в особо крупных размерах и оценив свои потери в € 492 млн. И хотя Владимир Антонов уже в пятницу, 24 января, подал апелляцию на решение лондонского суда, украинские банкиры считают, что это решение может все же повлиять на финансовые возможности Антоновых и отсрочить закрытие сделки по банку «Перший».