В 2013 г. украинский рынок мобильных устройств — телефонов, смартфонов, планшетов и ноутбуков — составил в общей сложности более 12,4 млн единиц (на 19,5 млрд грн). Это на 20 % больше, чем в 2012 г. и в натуральном, и в денежном выражении.
В деньгах отрасль выросла благодаря рекордным продажам смартфонов. Пользователи стали меньше покупать гораздо более дешевые обычные мобильные телефоны, предназначенные в основном для звонков, и стали отдавать предпочтение двухсимникам, чтобы экономить на услугах связи. Рынок портативных компьютеров при этом тоже заметно вырос в натуральном выражении благодаря популяризации планшетов, но в денежном прибавил незначительно.
Потребители стали меньше покупать ноутбуки и переключились на дешевые «таблетки», сопоставимые по цене с недорогими смартфонами. В лидеры продаж планшетов вырываются B-бренды, а Apple потерял позиции.
В 2013 г. производители мобильных терминалов (смартфонов и телефонов) продали в Украине более 9 млн устройств на сумму свыше 10 млрд грн. Об этом свидетельствуют данные агентства Gfk Ukraine. Такие показатели стали рекордными для Украины: в денежном выражении рынок вырос на 25 %, а в натуральном — на 10 %. Для сравнения, в 2012 г. наблюдался рост в 1 % и 2 % соответственно. Темпы роста доходов от продаж обогнали показатели всех послекризисных лет. Напомним, в 2009 г. продажи сократились на 60 % по сравнению с 2008 г. и с тех пор более чем на 6 % в год не росли.
Дорогой смартфон
Доходы рынка растут по мере того, как украинцы переходят на смартфоны. Средняя цена смартфона в Украине в прошлом году составляла 1968 грн, что почти в 5 раз выше средней цены обыкновенных телефонов. Тем не менее доля смартфонов на рынке выросла с 26,2 % в 2012 г. до 40,8 %. Доходы от продаж обычных телефонов за последние 3 года снизились почти вдвое: с 4,9 млрд грн в 2011 г. до 2,6 млрд грн в 2013 г.
14 процентных пунктов составил рост доли смартфонов на рынке мобильных терминалов
Прошлогодний тренд по переходу с телефонов на смартфоны продолжится и в этом году, прогнозирует директор по маркетингу торговой сети «Цитрус» Виктор Шолошенко. По его мнению, основными покупателями смартфонов в 2014 г. станут те пользователи, для которых это будет первый смартфон после обычного мобильного телефона. Часть пользователей, совершивших пробные приобретения бюджетных устройств, в следующем году заменят их более производительными и дорогими. «Стимулом к новой покупке может стать разочарование ограниченной функциональностью, а также растущий прогресс и появление более совершенных технологий», — говорит Шолошенко.
Два в одном
Более половины из 5,5 млн проданных в прошлом году обычных телефонов пришлось на модели с двумя сим-картами. В отличие от всего сегмента мобильных телефонов, продажи таких устройств растут от года к году: в 2011 г. было продано 1,1 млн, в 2012 — 2,6 млн, а в 2013 — 3,3 млн таких аппаратов.Особый рост сегмента двухсимных устройств наблюдается в категории смартфонов, рассказывает Шолошенко. Сегодня можно приобрести двухсимный смартфон даже в низком ценовом сегменте — 600‑700 грн. Однако часто не поддерживается одновременная активность обеих сим-карт. В более дорогих устройствах, к примеру, Huawei G52 (от 1299 грн), этой проблемы нет.
«Спрос на устройства с возможностью использовать две сим-карты наиболее динамичен, — рассказывает глава представительства Lenovo в Украине Чжоу Вей Цзянь. — Они предоставляют пользователям возможность выбрать выгодные тарифы для звонков и интернета». Спрос на двухсимники спровоцировал рынок. У мобильных операторов дешевые тарифы внутри сети и дорогая «межсеть». Поэтому пользователи часто покупают две сим-карты. Руководитель отдела развития продуктов Fly в Украине Евгений Иконников добавляет: использование таких аппаратов — это выход из ситуации в странах, где нет полноценной связи 3G. Одну сим-карту можно использовать для интернета, а другую — для звонков.
B-бренды не сдают позиций
Основной рост продаж смартфонов в 2013 г. был отмечен в категории недорогих устройств с минимальным функционалом от так называемых B-брендов, рассказывает Шолошенко. Так, в ноябре прошлого года доля смартфонов в ценовом сегменте до 1500 грн составила чуть менее 50 % от всех проданных в Украине устройств. В прошлом году свои смартфоны в Украине начали продавать китайские Huawei и Lenovo, Philips Mobile. Объемы их продаж пока неизвестны, но, по словам Чжоу Вей Цзяня, его компании «за полгода удалось добиться впечатляющих результатов».