В 2013 г. украинский рынок мобильных устройств — телефонов, смартфонов, планшетов и ноутбуков — составил в общей сложности более 12,4 млн единиц (на 19,5 млрд грн). Это на 20 % больше, чем в 2012 г. и в натуральном, и в денежном выражении.
В деньгах отрасль выросла благодаря рекордным продажам смартфонов. Пользователи стали меньше покупать гораздо более дешевые обычные мобильные телефоны, предназначенные в основном для звонков, и стали отдавать предпочтение двухсимникам, чтобы экономить на услугах связи. Рынок портативных компьютеров при этом тоже заметно вырос в натуральном выражении благодаря популяризации планшетов, но в денежном прибавил незначительно.
Потребители стали меньше покупать ноутбуки и переключились на дешевые «таблетки», сопоставимые по цене с недорогими смартфонами. В лидеры продаж планшетов вырываются B-бренды, а Apple потерял позиции.
В 2013 г. в Украине было продано 1,428 млн планшетных компьютеров, в то время как в 2012 г. — всего лишь 362 тыс. Об этом свидетельствуют данные исследовательской компании GfK Ukraine, предоставленные «Капиталу». При этом в денежном выражении за отчетный период этот субрынок вырос всего на 61 %, до 2,8 млрд грн. «2013 г. стал рекордным по продажам планшетов в Украине», — констатирует директор по маркетингу сети гаджетов и аксессуаров «Цитрус» Виктор Шолошенко.
Практичный, но дешевый
По словам Шолошенко, многократный рост рынка обусловлен в первую очередь ценовой доступностью гаджета. «Покупатели, желающие приобрести недорогую модель с базовыми операционными возможностями, нашли широкое предложение в ценовом диапазоне до 1 тыс. грн», — говорит менеджер. Так, согласно данным GfK Ukraine, средняя цена устройства в прошлом году составила $ 246. Еще в 2012 г. этот показатель равнялся $ 375, а в 2011 г. — $ 602.
Согласно данным одной из крупных торговых сетей, дешевые модели малоизвестных вендоров занимают около 40 % всего украинского рынка планшетов в количественном выражении. Остальные 60 % распределились между известными мировыми игроками и местными производителями, такими как компания «Навигатор». Так, доля устройств Samsung в 2013 г. составила 18 %, Lenovo — 15 %, Asus — 12 %, украинский Impression ImPAD занял 10 % рынка.
40% рынка планшетов занимают дешевые модели малоизвестных вендоров
По словам президента компании Diawest (сборщик ПК и ритейлер) Анатолия Балюка, новичком на украинском рынке планшетов в прошлом году стала компания Lenovo. «Бюджетные планшеты этой компании стоимостью 999 грн пользовались особой популярностью среди покупателей в преддверии Нового года», — рассказал он. Директор департамента компьютерных систем компании «Навигатор» Александр Костюк отметил, что еще в 2012 г. планшеты этой компании практически не были представлены в Украине. «Наибольшим спросом у покупателей пользуются планшеты в ценовом сегменте до $ 400 и с диагональю 7‑8 дюймов, а после — 10 дюймов», — говорит глава представительства Lenovo в Украине Чжоу Вей Цзянь.
В то же время участники рынка отмечают, что в прошлом году значительно сократились продажи популярного планшетного компьютера iPad от компании Apple. Рыночная доля этого бренда в 2013 г. составила 5 % в количественном выражении, тогда как в 2012 г. этот показатель составлял 15 %. Представители компании ERC, которая является авторизованным дистрибьютором продукции Apple в Украине, не смогли прокомментировать эту информацию.
Догнать и перегнать
Cледствие «наступления» планшетов — сокращение доли продаж ноутбуков на украинском рынке. Согласно данным GfK Ukraine, рынок ноутбуков в 2013 г. в количественном выражении сократился на 4,3 % по сравнению с 2012 г. и составил 1,592 млн шт. Рынок сократился и в денежном выражении. В 2013 г. ноутбуков было продано на 6,6 млрд грн, тогда как в 2012 г. этот показатель составлял 7,2 млрд грн.
«С точки зрения функциональности, компактности и цены планшеты выглядят более привлекательными», — говорит Балюк. По его словам, с появлением планшетов потребность в ноутбуках значительно упала. «Например, у нас в магазинах сократились продажи ноутбуков, но не стационарных компьютеров, так как потребитель использует компьютер в основном для работы, а для развлечения или путешествия уже выбирает планшет», — отмечает он.
Рынок насытился
Опрошенные «Капиталом» участники рынка считают, что украинцы накупили в этом году достаточно планшетов и такого значительного роста продаж в 2014 г. не будет. «Рост рынка в этом году был стремительным, но я не думаю, что такие темпы сохранятся в дальнейшем», — сказал Александр Костюк, добавив, что, скорее всего, в Украине будет наблюдаться рост в пределах 15‑20 %.
По словам Виктора Шолошенко, стимулом к новой покупке планшета может стать разочарование дешевым устройством из‑за его ограниченного функционала или нестабильности работы. «В следующем году мы ожидаем увеличения объема продаж планшетов с большой диагональю — 9,7‑10,1, качественной матрицей и мощным процессором. Также вероятно увеличение доли планшетов с 3G», — добавил Костюк.