Беларусь — лидер поставок нефтепродуктов в Украину — теряет свою долю. В минувшем году поставки топлива из этой страны сократились на 40 % — до $ 2,272 млрд, говорится в сообщении Министерства доходов и сборов Украины. Факт снижения поставок подтверждает и генеральный директор компании «Вог Ритейл» (сеть WOG) Сергей Корецкий. По его словам, если за 9 месяцев 2012 г. в Украину было завезено 3,43 млн т, то за аналогичный период 2013-го — 2,3 млн т. «Я не припоминаю такого падения продаж», — сказал генеральный директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн, добавив, что с 2007 по 2012 г. поставки нефтепродуктов из Беларуси росли в среднем на 20‑30 % ежегодно.
Ситуацией воспользовались переработчики из Румынии, Болгарии, Италии, Греции и других стран, которые нарастили свои поставки в полтора раза — до 1,2 млн т. Свои позиции на украинском рынке топлива укрепили и россияне. Генеральный директор компании «БНК-Украина» (эксклюзивный экспортер нефтепродуктов белорусских заводов Мозырский НПЗ и «Нафтан») Виталий Калугин от комментариев отказался.
Бензин скупили россияне
Россия стала закупать больше нефтепродуктов в Беларуси для своего внутреннего рынка, а также для продаж и поставок в Украину, отмечает Сергей Корецкий. «Таким образом, Россия пытается контролировать потоки нефтепродуктов», — говорит он. Для России и Беларуси Украина является премиальным рынком в Восточной Европе. Корецкий говорит, что Беларусь последние несколько лет, до текущего момента, увеличивала не только поставки топлива в Украину, но и ценовые показатели. «Естественно, что Россия обратила на это внимание, поскольку заинтересована в контроле украинского рынка, равно как и белорусского», — добавляет он.
По итогам прошлого года белорусский бензин занял 30 % импорта, свидетельствуют данные «А-95». В 2012 г. доля Беларуси на этом рынке составляла 50 %. С середины сентября по конец октября проводился ремонт части мощностей Мозырского НПЗ, с которого нефтепродукты поставляются в Украину. «Завод обеспечивал внутренние потребности, сократив до минимума поставки на зарубежные рынки», — поясняет аналитик UPECO Александр Сиренко. После возобновления работы предприятие сосредоточилось на выполнении экспортных контрактов перед Россией. «Половина нефти на Мозырский НПЗ поставляется из России, которая потребовала «вернуть» в страну все переработанные продукты», — отметил Куюн. Потребности украинского рынка удовлетворялись по остаточному принципу. «Это связано с тем, что на российском рынке существует дефицит бензина, поэтому он более востребован», — говорит Корецкий.
$ 2,27 млрд составил в прошлом году импорт топлива из Беларуси
Сыграло свою роль и желание украинцев сэкономить — в минувшем году наблюдался резкий всплеск спроса на установку газового оборудования на автомобили. «Украинцы активно переходят на газ, в нашей мастерской спрос на такое оборудование в 2013 г. увеличился на 20 %», — рассказал «Капиталу» специалист центра установки газобаллонного оборудования на ул. Оранжерейной в Киеве. По данным «А-95», в 2013 г. потребление газа выросло на 10 % по сравнению с 2012 г. — до 900 тыс. т.
Всего в прошлом году было суммарно потреблено 3,99 млн т бензинов, из которых 3,16 млн т реализовали через сети автозаправочных станций. В рознице белорусские бензины продаются преимущественно через три сети АЗС — КЛО, ОККО и WOG. Но в пресс-службе компании «Галнафтогаз» (сеть заправок ОККО) сообщили, что никаких изменений с поставками белорусского топлива не ощутили. Совладелец сети КЛО Игорь Чернявский тоже рассказал «Капиталу», что не наблюдает сокращения поставок топлива из Беларуси.
Не успели
Потребление дизеля, в отличие от бензина, в прошлом году росло. В 2013 г. автомобилисты использовали 2,02 млн т дизеля, что на 18 % больше относительно предыдущего года. «Мы наблюдаем значительное увеличение спроса на дизтопливо в своей сети», — говорит Корецкий. По мнению генерального директора консалтинговой компании AUTO-Consulting Олега Омельницкого, одна из причин этой тенденции — рост популярности машин с дизельными двигателями. Эксперт уточнил, что по итогам прошлого года каждый четвертый приобретенный автомобиль ездит на дизтопливе.
Как ранее писал «Капитал», в апреле 2013 г. были введены спецпошлины на импорт автомобилей с бензиновыми двигателями. Для машин с объемом 1‑1,5 л они составляют 6,45 %, для 1,5‑2,2 л — 12,95 %. Это привело к тому, что цены на автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями практически сравнялись. «Расход дизтоплива в автомобилях ниже, к тому же такие машины считаются более надежными по сравнению с бензиновыми аналогами», — поясняет рост популярности дизельных агрегатов Омельницкий.
Но Беларусь не сумела воспользоваться благоприятной ситуацией — в 2013 г. поставки топлива из этой страны сократились на 10 п. п. — до 45 % импорта. При этом поставки из России увеличились с 27 % до 40 % в структуре импорта. Это произошло в основном за счет российского «ЛУКОЙЛ», который стал одним из стратегических партнеров украинского холдинга ВЕТЭК. По данным Куюна, в прошлом году «ЛУКОЙЛ» завез 2 млн т дизеля, что на 65 % больше показателей 2012 г.
Позиций не вернуть
Белорусам не удастся отвоевать утраченных позиций на украинском рынке топлива до конца 2014 г., считает Куюн, так как весной этого года компания «Роснефть» планирует запустить Лисичанский НПЗ, продукты нефтепереработки которого вытеснят с рынка импортные аналоги. Общая мощность украинского предприятия позволяет перерабатывать около 8 млн т нефтяного сырья в год.
Беларусь будет стараться удержать свою долю и по возможности увеличить ее, считает Сергей Корецкий. Но, по его словам, эта страна скована обязательствами по межправительственным соглашениям о поставках нефтепродуктов, поэтому данный вопрос напрямую зависит от взаимоотношений этих стран.