Херсонский автозавод «Випос» бизнесмена Виктора Постельникова в шаге от банкротства. 20 февраля состоится подготовительное заседание суда, который решит, стоить ли начинать соответствующую процедуру, сказано в постановлении Хозяйственного суда Херсонской области, размещенном в Едином госреестре судебных решений. Инициатором банкротства выступило региональное подразделение налоговой инспекции в Херсоне.
Автомобильный завод «Випос» входит в состав группы Vipos, которая объединяет импортеров и дилеров автомобильных брендов Lamborghini, Brilliance, Soueast, Haima, Bentley, Spyker, Ferrary, Audi и др., компанию «Випос Эйр» (представителя вертолетной техники MD Helicopters) и аэродром для бизнес-авиации «Долина».
История предприятия
На построенном в 2007 г. заводе выпускали автомобили марки Audi методом крупноузловой сборки. В 2009 г. начали производство машины под собственным брендом Ostcar, но в том же году предприятие остановилось. Его мощность составляет 45 тыс. единиц в год.
190 автомобилей всего было выпущено на автомобильном заводе «Випос» в Херсоне
По словам Постельникова, за время работы предприятия было собрано всего 190 транспортных средств. По словам собеседника, работу «Випоса» пришлось приостановить из‑за конфликта с Государственной таможенной службой (сейчас Министерство доходов и сборов. — «Капитал»), которая требовала оплачивать таможенные сборы за ввозимые машинокомлекты для дальнейшей сборки по ставкам готовых машин. Согласно таможенному тарифу, для машинокомплектов ставка импортной пошлины составляет 0 %, а для собранных автомобилей — 10 %. Кроме того, на судьбу предприятия негативно повлияло падение украинского автомобильного рынка в четыре раза по сравнению с 2008 г., добавляет Виктор Постельников.
Причины конфликта
В постановлении суда указано, что завод должен «превышающую триста минимальных размеров заработной платы (около 350‑360 тыс. грн. — «Капитал»)». Виктор Постельников рассказал, что в прошлом году на сессии горсовета Херсона было принято решение о повышении ставки налога за землю в четыре раза, в результате чего образовалась задолженность чуть более 300 тыс. грн. «Мы ищем пути дотирования завода», — отметил он, уточнив, что затраты на его содержание «сумасшедшие». Старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец говорит, что в соответствии с украинским законодательством такая сумма долга позволяет признать предприятие банкротом.
Автоматизированной системой по отбору кандидатов на назначение арбитражного управляющего по делам о банкротстве на эту должность отобран Сергей Дяченко. В разговоре с «Капиталом» он впервые узнал о том, что может быть назначен арбитражным управляющим: «Я об этом ничего не знаю… сюрприз». Соответственно он отказался прокомментировать постановление суда, сославшись на то, что не знаком с деталями процесса. Комментарий ГУ Миндоходов в Херсонской области «Капиталу» не предоставили.
Свободного места нет
Ростислав Кравец напоминает: результатом процедуры банкротства не будет обязательно ликвидация предприятия. Есть также возможность санации, что позволит выжить заводу и в будущем вновь заработать. Виктор Постельников сказал, что планы возобновить работу завода есть, отказавшись от более конкретных комментариев. Но сейчас нет экономического смысла открывать в Украине новые предприятия по производству автомобилей, поскольку работающие автозаводы, производственные мощности которых достигают 380‑400 тыс. автомобилей в год, загружены только на 11‑12 %, считает старший аналитик инвестиционной компании «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко. «Стоило открывать новые предприятия в 2008 г., когда работающие заводы были загружены на 100 %, но не сейчас», — поясняет он.
Восстановить автоотрасль и дать возможность для развития новых игроков благодаря введенным в прошлом году спецпошлинам не получится, ведь эти меры должны защитить уже работающих автопроизводителей, а не создавать условия для повышения инвестпривлекательности, считает директор департамента маркетинга и промышленно-экономического анализа ассоциации «Укравтопром» Георгий Овсянников. По его словам, введенные пошлины на импорт и утилизационный сбор помогли отечественным производителям увеличить долю на автомобильном рынке с 12 % в апреле до 32 % в декабря 2013 г.