Корпорация Google закрыла киевский офис компании Viewdle, которая занималась развитием технологии распознавания лиц и видеообработки, сообщило вчера отраслевое интернет-издание AIN. Viewdle — один из самых успешных украинских стартапов, который в 2006 г. создали Егор Анчишкин и Лоран Жиль. В 2012 г. компанию купила Google. По разным оценкам сделка составила $ 40-45 млн.
Утечка специалистов
Как рассказал «Капиталу» эксруководитель проекта Егор Анчишкин, после продажи Viewdle сотрудники, которые над ним работали, переехали в США. А в Украине оставался офис, который занимался административной работой. «Перевод сотрудников начался еще в 2012 г.», — сообщил он. По данным AIN, речь идет о 20 специалистах.
По словам Анчишкина, миграция украинских спецов наблюдается не только в IT-секторе, но и в других
отраслях. «Просто IT-бизнес легче перенести», — говорит он. Команда Viewdle уехала потому, что зарубежные инвесторы боятся ездить инспектировать команды в Украину, говорит интернет-бизнесмен, консультант и автор нескольких украинских стартапов Алексей Мась. «Необходимость переезда команды в США была прописана для Viewdle заранее.
То есть их бы не купили, если бы они не согласились переехать в США. Это было частью соглашения», — добавил он.
Быть частью чего‑то большего
Тенденция миграции украинских IT-специалистов в нашей стране наблюдается уже давно. Так, за последнее время из Украины уехал один из создателей украинской точки обмена трафиком UA-IX Сергей Полищук. В 2012 г. в Сан-Франциско переехал партнер венчурной компании The Untitled VC Роман Сидоренко и многие другие IT-специалисты от программистов до руководителей проектов.
Исполнительный директор Ассоциации IT Украины Виктор Валеев рассказывает, что для айтишников есть специфические мотиваторы эмиграции — это возможность работать в таких компаниях, как Google или Facebook, быть причастным к созданию действительно законченного продукта. «А у нас о развитии продуктовой IT-индустрии сложно говорить в связи с имиджем страны-пирата и совершенно неуправляемом рынке информатизации государства, который в других условиях стал бы полигоном для разработки IT-продуктов», — рассказывает он.
Многие айтишники, а это молодые люди в среднем до 30 лет, не находят своего будущего в Украине. Почти треть программистов хочет уехать в другую страну на постоянное место жительства. Еще 7% специалистов не против пожить за границей хотя бы год
Согласно совместному исследованию портала DOU.ua и компании Bionic Hill, обнародованному в июле прошлого года, около 28 % украинских программистов хотят уехать на постоянное место жительства в другую страну, еще 7 % опрошенных не против бы пожить за границей только год. Управляющий директор венчурного фонда TA Venture Виктория Тигипко говорит, что сама по себе миграция специалистов не является ключевой проблемой украинской экономики. «Она лишь свидетельствует о наличии более глубоких и серьезных проблем: коррумпированности госорганов, отсутствии программ поддержки и развития предпринимательства», — уверяет она.
Задержать отток
Удержать айтишников в нашей стране помогут специальные программы. В частности, строительство и развитие технопарков, считает юрисконсульт компании KAN Development Ирина Никорак. По ее мнению, таким технопарком может стать BIONIC Hill. «Строительство BIONIC Hill предусматривает создание 35 тыс. рабочих мест в IT-сфере, сфере энергосбережения, биотехнологии, фармацевтики», — считает Никорак.
Украина — в пятерке лидеров по IT-аутсорсингу. «Ежегодно из страны уезжают 5‑6 тыс. IT-специалистов. Если это монетизировать, каждый год Украина теряет примерно $ 300 млн ВВП. Ведь продуктивность труда при аутсорсинговой модели составляет около $ 50 тыс. в год на сотрудника», — говорит первый вице-президент инновационного парка BIONIC Hill Виктор Галасюк. Не все так просто, как казалось бы, рассуждает соучредитель проекта Worldalias Марат Уразов. По его словам, 70 % средств, которые зарабатывает IT-специалист за рубежом, идут на обеспечение проживания.
«При этом необходимо в большинстве случаев отказаться от прежней обстановки и начать новую жизнь. Не каждый к этому готов, — отмечает он. — Поэтому часто специалисты возвращаются в Украину, несмотря на высокую заработную плату».