Франц де Мезер родился на Волыни в 1830 году. Его отец и дед были представителями знатного польского рода и занимались фарфоро-фаянсовым производством. Семейная фабрика, производившая кафель, посуду, камины, была хорошо известна в Европе. Сам же Мезер «подправил» фамилию на французский манер, добавив «де» и сократив свое польское имя — Францишек — на несколько последних букв. Ничего удивительного в этом нет — в XIX столетии была мода на все французское.
В 1852 году 22‑летний молодой человек приехал в Киев с дипломом художника. По одним данным, он окончил учебное заведение в Вене, а по другим — в Петербурге. Карьеру начал в должности преподавателя рисования в Институте благородных девиц. Влюбился в одну из воспитанниц и впоследствии женился на ней.
Как раз в начале 1850‑х в Киеве открылось первое стационарное фотоателье. Мезер чрезвычайно заинтересовался новым видом изобразительного искусства. Приобрел фотоаппарат, штатив, стеклянные пластины, химические реактивы и начал экспериментировать. Со временем выработал собственный почерк и стиль, овладел искусством портрета: профессиональный художник, он знал толк и в композиции кадра, и в светописи.
Ателье на Крещатике
В декабре 1865 года Мезер открыл собственную студию, став одним из пионеров киевской фотографии. Разместил свою мастерскую в самом центре города — на углу Крещатика и Прорезной, в первом этаже дома генерала Крылова. Помещение взял в аренду. Довольно скоро фотоателье стало одним из самых известных в Киеве, а сам Франц Казимирович — корифеем фотопортрета.
Вначале он предлагал клиентам два размера фотоснимков: визитные (6 х 10 см) и кабинетные (11 х 16) карточки. Дюжина первых стоила 1,5 рубля, вторых — 3. Со временем «прейс-курантъ» изменился — добавились три новых формата, а на два прежних, оказавшихся самыми востребованными, цены выросли вдвое.
Помимо портретных снимков, у Мезера можно было заказать роскошные фотоальбомы, оправленные в кожаные переплеты, а также подарочные книги с фотографическими видами Киева.
до 40 тыс. рублей в год зарабатывал киевский фотограф Франц де Мезер
Впрочем, у маэстро бывали съемки, которые он предпочитал не афишировать. Об одном таком случае упомянул Александр Куприн в известном романе «Яма». Некий скользкий тип, вернувшийся в Киев, ведет себя следующим образом: «После приезда, на другой день, он отправился к фотографу Мезеру, захватив с собою соломенную девушку Бэлу, и снялся с ней в разных позах, причем за каждый негатив получил по три рубля, а женщине дал по рублю. Снимков было двадцать». Соломенными девушками называли в те времена проституток. Да и сам характер съемок парочки «в разных позах» не оставляет сомнений в их жанре. Мезер, по словам Куприна, хорошо знавшего жизнь киевского дна, был королем порнографии. Однако сам напрямую не торговал опасными карточками. Сбывал их оптовикам, у которых имелась широкая сеть клиентуры — от нескольких сотен до тысяч.
Кредит на недвижимость
В 1871 году, через шесть лет после открытия ателье, фотограф располагал достаточными средствами для покупки земельного участка на престижном Крещатике. Там в 1872 году Франц Казимирович и его жена Алина Адамовна начали возводить доходный жилой комплекс — крупнейший на то время в Киеве. Дорогие квартиры предназначались для сдачи внаем состоятельной публике. Высокий статус здания подчеркивался неслыханно пышным фасадом.
Жилой комплекс, состоявший из шикарного четырехэтажного кирпичного дома на линии улицы и флигеля в глубине усадьбы, супруги возводили на кредитные деньги. Франц Казимирович представил Обществу взаимного кредита архитектурный проект будущих построек и подробные расчеты окупаемости объекта за счет сдачи квартир внаем. Получил в долг 100 тыс. рублей. Однако средства закончились раньше, чем строительство. То ли подрядчики-итальянцы покупали материалы дороже, чем планировалось, то ли во время выполнения работ заказчик просил сделать что‑то более красивое, чем предусмотрено в проекте, однако перерасход средств был налицо.
Мезер обратился в Общество взаимного кредита с просьбой увеличить размер займа, ведь дом почти готов. Однако там возразили: при выдаче денег все предстоящие расходы были учтены, все было рассчитано до копейки. Значит, заемщик сам виноват в случившемся. Мезер попросил разрешения заложить недострой в каком‑либо банке под кредит для завершения строительства. Но и в этом ему было отказано.
В результате известный фотограф носился по Киеву в коляске, объезжая многочисленных друзей и знакомых и всюду занимая деньги. У одних брал взаймы большие суммы, у других — скромные. И сумел, казалось, невозможное: в 1873 году строительство все же было завершено. В собственный дом Мезер перенес и знаменитое фотоателье.
Несостоятельный должник
Увы, история с недвижимостью, несмотря на кажущийся хеппи-энд, завершилась невесело. Из долговой ямы Франц Казимирович выбраться не смог — невыплаченных обязательств было намного больше, чем приносила аренда квартир. Многочисленные кредиторы подали к Мезеру иск, требуя принудительно взыскать с него причитающиеся им суммы. Суд признал фотографа несостоятельным должником. В 1874 году земельный участок и жилой комплекс выставили на торги. Домовладение приобрел Полтавский земельный банк.
Покупатель, правда, ожидал, что вместе с недвижимостью станет владельцем и знаменитого фотоателье. Но оказалось, что Мезер предусмотрительно оформил землю и здания на свою жену, в то время как ателье было записано на него, поэтому оно не входило в перечень продаваемого на торгах имущества. Франц Казимирович перевел ателье в другое помещение, тоже на Крещатике. Там оно и просуществовало до 1918 года.
Последний из могикан
Несмотря на злоключения с недвижимостью, Франц де Мезер оставался самым модным в Киеве фотографом. Вся аристократическая верхушка города стремилась сделать у него собственный портрет. На этих заказах маэстро разбогател, зарабатывая до 40 тыс. рублей в год. И стал самым состоятельным киевским фотохудожником.
В 1895 году Франц Казимирович отметил 30‑летие своей фирмы. Городская пресса назвала мастера последним из могикан — единственным из всех киевских пионеров фотографии, продолжающим работать.
Мезер неоднократно участвовал в международных выставках. Его работы завоевали шесть золотых медалей, четыре серебряные, а также множество почетных дипломов. Он имел официальный статус фотографа Университета Св. Владимира в Киеве. За альбом с видами Киева император Александр II пожаловал мастеру золотые часы с цепочкой. Его супруга императрица Мария Федоровна — памятный перстень. А племянница Александра II, ставшая женой короля Греции Георга, удостоила Франца де Мезера звания «фотограф двора Ее Величества королевы эллинов».
В 1915 году, когда Киев стал прифронтовым городом (шла Первая мировая), маэстро отпраздновал полувековой юбилей своего предприятия. По сути, подвел итог всей жизни и работы. К мирным временам уже возврата не было. Через три года в Киев пришли большевики, объявившие фотоаппараты и аксессуары к ним предметами роскоши, которые подлежат конфискации. К 88‑летнему фотохудожнику явились чекисты, изъяли аппаратуру и большинство бесценных негативов. После этого Франц де Мезер закрыл свою знаменитую контору. В 1922 году он скончался от инфаркта.