Министерство финансов намерено пересмотреть законность выдачи лицензии на цифровое вещание компании «ЗЕОНБУД» и провести уже в мае новый конкурс.
Также недавно ряд депутатов от большинства внесли в парламент проект постановления № 4401, которым предлагается поручить Генпрокуратуре проверить законность выдачи лицензии оператору цифровой сети, а Нацкомиссии по связи — замерить площадь покрытия цифрового сигнала. О том, чем обернется для телезрителей и государства лишение лицензии «ЗЕОНБУДа», и о перспективах развития рынка «Капитал» побеседовал с генеральным директором компании Виктором Галичем.
— Какое количество телезрителей сегодня являются абонентами цифровой сети? Как на них может отразиться возможное аннулирование вашей лицензии?
— К нашей сети подключились уже более 10 млн телезрителей, и с каждым месяцем аудитория увеличивается на 200‑250 тыс. При отключении сети первыми пострадают 700 тыс. малообеспеченных семей, которым государство выдало бесплатно (за счет госбюджета) цифровые приемники. Что касается остального контингента зрителей, то их участь тоже незавидна. Ведь они в свое время потратились на покупку цифровых приемников, а после отключения нашей сети вопрос о возможности дальнейшей эксплуатации этих тюнеров остается открытым. О моральных потерях и их социальной значимости можно судить уже хотя бы по тому факту, что эти миллионы семей сейчас получили возможность смотреть бесплатно 32 канала в отличном цифровом качестве, а после часа икс им придется вернуться к пяти-шести программам в плохом аналоге.
Такими действиями государство на годы вперед дискредитирует саму идею перехода страны на цифровое телевидение. Есть угроза, что современное телевидение десятки миллионов телезрителей никогда так и не получат. С нашей точки зрения — это прямое ограничение прав граждан на доступ к информации.
— Может ли инициатива Минфина и народных депутатов быть связанной с подготовкой к президентским выборам?
— Прямой связи мы не видим, однако есть противоречивость в принимаемых властных решениях. С одной стороны, Верховная Рада 13 марта приняла в целом законопроект № 4283 «Об обеспечении беспрепятственной деятельности средств массовой информации в предвыборный период 2014 года». В соответствии с ним СМИ должны ощущать минимум давления со стороны чиновников для обеспечения как равного доступа к каналам коммуникации кандидатов, так и равного доступа к информации всех зрителей.
С другой — видим инициативы по ликвидации цифровой сети. А это означает, что лицензии на вещание 128 телекомпаний, сигнал которых мы сегодня ретранслируем (28 общенациональных каналов и по 4 региональных в каждой области) превратятся в простые бумажки. Более того, нужно учитывать, что из 28 национальных вещателей только 11 имеют аналоговую сеть, более или менее покрывающую территорию Украины. 17 остальных вовсе останутся без национального покрытия. Эти телеканалы, а также многие регионально-местные компании потеряют всю свою аудиторию, так как у них нет собственных аналоговых сетей.
Сегодня это может звучать немного апокалиптично, но мне кажется вполне вероятным сценарий, по которому многие журналисты-телевизионщики, особенно в регионах, останутся без работы, телекомпании понесут огромные финансовые потери. У более 10 млн телезрителей кардинально ухудшится доступ к информации. Все это очень трудно назвать «обеспечением беспрепятственной деятельности телекомпаний», как это предусмотрено законопроектом № 4283.
— Инициатива Минфина внесена в рамках детализации программы действий правительства. Не исключено, что одним из мотивов стала возможная экономия бюджетных средств.
— Совсем наоборот, в случае аннулирования нашей лицензии появится необходимость в кратчайшие сроки возводить новую сеть цифрового вещания, госбюджет понесет колоссальные потери. По нашим подсчетам, это порядка 5 млрд грн. В частности, минимум 30 млн грн будет потрачено на проведение НКРСИ проверки зоны покрытия цифровой сети, как это предусмотрено пунктом 2 проекта постановления № 4401. По мнению экспертов, это огромная работа, которая потребует десятки тысяч человеко-часов, дорогостоящих измерительных приборов, транспорт, ГСМ, разработку методик измерений и т. д. Кроме того, по сути получится, что впустую было потрачено 360 млн грн из госбюджета, которые пошли на социальную программу по обеспечению 700 тыс. малообеспеченных семей доступа к современному телевидению. Нельзя исключать, что государство также получит судебные иски на десятки миллионов гривен от 128 телекомпаний, которые потеряют возможность вещания своих программ в сети.
Главная же статья расходов — 4,5 млрд грн собственно на строительство новой сети, как это было предусмотрено госпрограммой (постановление КМУ № 1085 от 2010 г.). Ведь никто не отменял международные обязательства Украины по соглашению «Женева-2006». Без наличия цифровой сети это сделать невозможно. Уверен: больше смельчаков, готовых вкладывать миллиарды частных инвестиций, уже не найдется, особенно с учетом нестабильной ситуации в стране. Значит, государству придется самостоятельно строить новую сеть.
Вот такая получается экономия государственных средств. Видимо, у Минфина на это есть свои расчеты, но публично их не предъявляют. А авторы проекта постановления № 4401 просто написали в пояснительной записке — привлечение бюджетных денег не требуется. Поэтому документ даже не был расписан для рассмотрения в бюджетный комитет парламента.
— Вряд ли сейчас кто‑то найдет 5 млрд грн в бюджете на цифровое телевидение. Означает ли это, что его внедрение откладывается на неопределенный срок?
— Если Украина не будет иметь цифровой сети и не перейдет к июню 2015 г. на цифровое вещание, то потеряет две трети своей телеаудитории. По соглашению «Женева-2006», с этой даты частоты, которые используются для аналогового вещания, потеряют свой международно-правовой статус. Украина должна будет отключить аналоговые передатчики в приграничной зоне, а у нас протяженность только сухопутной границы составляет 5638 км. Можете себе представить масштаб проблемы. Это прямая угроза информационной безопасности нашей страны. И парадокс состоит в том, что это может случиться при наличии уже сейчас в Украине самой современной и крупнейшей в Европе цифровой эфирной сети, которую построила компания «ЗЕОНБУД».
— Государство считает, что компания нарушает закон.
— «ЗЕОНБУД» — законопослушная компания, мы не нарушаем законы и действуем исключительно в соответствии с лицензией и договорами с телекомпаниями. За 3,5 года работы компания не получила ни одного официального замечания от государственных органов. Фактически Минфин и депутаты предъявляют претензии не к компании, а подвергают сомнению правильность действий других чиновников при выдаче лицензии. Непонятно также, почему проверку и аннулирование лицензии инициирует именно Минфин. Кроме того, нельзя считать нормальной ситуацию, когда претензии выставляются спустя 3,5 года, когда мы уже потратили на строительство сети более 1 млрд грн, выполнили все требования государства, а телезрители и телекомпании получают качественную услугу. Подобные инициативы Минфина и группы депутатов отрицательно влияют на инвестиционный климат в Украине. Под таким надуманным предлогом сейчас можно пересмотреть право на деятельность любой компании. Но мы оптимисты, уверены в том, что здравый смысл возобладает, и цифровое телевидение в Украине будет развиваться еще более быстрыми темпами, и все больше телезрителей будут иметь возможность для доступа к современной и качественной информационной услуге.