Центральный банк Российской Федерации предложил участникам фондового рынка Крыма — компаниям по управлению активами (КУА), торговцам ценными бумагами и депозитарным учреждениям — работать на российском рынке. «В Крым приезжали представители Центробанка России и сказали, что они открывают доступ местным игрокам, имеющим украинскую лицензию, к российскому рынку. Правда, для этого до конца года следует получить лицензии в Центробанке», — рассказал «Капиталу директор инвесткомпании «Финэкс Капитал» Игорь Когут.
Фондовый мираж
В связи с принятием 2 апреля федерального закона РФ № 37 все профучастники, которые находятся на территории Крыма, должны сейчас подать заявку о том, что они будут продолжать свою деятельность, подтверждает директор Восточно-Крымской фондовой компании Игорь Смородский. На это отведено 10 дней. «Также мы должны подать свои украинские документы — лицензию и уставы — в департамент ценных бумаг и товарных рынков Центробанка России. Но чтобы подключиться к Московской бирже, нужно пройти аккредитацию в Центробанке. Это реально сделать до конца мая-начала июня. Пока мы просто задекларировали свое желание в дальнейшем работать в правовом поле России», — добавил Смородский.
Всего в Крыму на сегодняшний день зарегистрировано 8 КУА, 9 депучреждений и 12 компаний — торговцев ценными бумагами. Крымские игроки не отрицают своей заинтересованности в переходе на российские фондовые площадки. «Если нам предложат подключиться к торгам на Московской бирже, мы подумаем над этим», — признался начальник отдела ценных бумаг Черноморского банка реконструкции и развития Юрий Бондаренко. Свой интерес не скрывает и совладелец компании «Крымский кастодиальный центр» Юрий Космачевский. Российский фондовый рынок, по его словам, более привлекателен, чем украинский, ведь он крупнее и по объемам торгов, и по объемам капитала, и по остальным параметрам. «Оборот украинского фондового рынка в сотни раз меньше российского. Их даже нельзя сравнивать. Помимо этого, в Украине очень плохая практика общения с акционерами компаний», — говорит Смородский. Его компания на Московской бирже в первую очередь планирует торговать акциями.
Крымские руководители профучастников жалуются на то, что в Украине им приходится тратить очень большие деньги на содержание необходимого количества сотрудников и раз в три года проходить переаттестацию. «В Украине компанию, у которой есть все три лицензии, заставляют содержать десять сотрудников. А ее директор должен иметь два сертификата — брокера и хранителя — и каждые три года повышать свою квалификацию, что стоит бешеных денег. Всем понятно, что это просто кормушка для госчиновников», — сетует Смородский.
Золотая каторга
В России для продления сертификата руководителю профучастника необходимо только подтвердить свое трудоустройство, отметил управляющий директор инвестгруппы «Универ» Алексей Сухоруков. Но госрегулирование фондового рынка там «местами жестче, а местами проще украинского», отметил он. «Законодательная база существенно отличается. Поэтому расходы на ее изучение и приведение в соответствие деятельности крымских игроков вряд ли отобьются в обозримое время», — считает Сухоруков.
В Крым могут зайти крупные российские брокеры, с которыми придется конкурировать. «Эмитентов на полуострове не так много, тем более активно торгуемых», — подчеркнул зампредправления Украинской биржи Евгений Комиссаров. Фондового рынка в Крыму не будет лет пять, уверен глава правления Украинской межбанковской валютной биржи Анатолий Гулей. Разное правовое поле и жесткая конкуренция в России не позволят крымским компаниям быть самостоятельными, резюмирует он.
Пробел в законе
В связи с ситуацией в Крыму профильные саморегулируемые организации (СРО) просят НКЦБФР и правительство принять меры. Частично деятельность участников фондового рынка на полуострове регулирует закон «О правовом режиме и обеспечении прав и свобод на временно оккупированной территории Украины». Согласно документу, на временно оккупированной территории лицензированная деятельность запрещена. «Лицензирование — это как раз о торговцах ценными бумагами. Исключения из этого правила допускаются лишь в случаях, установленных Кабмином и НБУ (для банков) — исключительно с целью защиты национальных интересов Украины и обеспечения выполнения международных договоров (ст. 13)», — пояснил глава совета СРО ассоциации «Украинские фондовые торговцы» Сергей Антонов. На сегодняшний день этот закон принят Верховной Радой, но пока не подписан и.о. президента Украины, а его текст не опубликован и дорабатывается.
При необходимости компании Крыма могут регистрировать свои крымские активы на украинских материковых юрлиц параллельно с регистрацией юрлиц по российскому законодательству и работать «с чистого листа до разрешения конфликта», размышляет Когут. «Но есть еще один нюанс: большинство крымских компаний принадлежит регионалам. Некоторые из них даже остались народными депутатами. А значит, они могут занять принципиальную позицию и идти в Россию», — допускает собеседник.
Так как принятый закон запрещает крымским игрокам заниматься своей профдеятельностью, НКЦБФР скорее всего будет вынуждена аннулировать их лицензии, а Украинская биржа — отключить от торгов, полагает Евгений Комиссаров. Совет другой ассоциации — ПАРД-АФП — отметил, что законом об оккупированных территориях не гарантируются права владельцев ценных бумаг и не утвержден порядок депозитарной деятельности в Крыму. Согласно переходным положениям закона, в течение 15 дней будут разработаны дополнительные законопроекты для обеспечения выполнения его требований.