В Украине ежемесячное количество пользователей VoIP-сервиса Skype с помощью мобильных устройств составило к февралю 2014 г. 1,86 млн. При этом общая украинская аудитория сервиса достигла 8,4 млн, что на 44 % больше прошлогоднего показателя. Об этом свидетельствуют данные эксклюзивного селлера рекламы Skype в Украине компании Admixer.
Android — лидер
На долю смартфонов с операционной системой Android приходится 1,86 млн пользователей, тогда как устройств на iOS — 500 тыс. Еще год назад данные по использованию сервиса мобильными устройствами не предоставлялись, так как их количество было незначительным. Однако из-за прошлогоднего роста количества смартфонов в сетях операторов мобильной связи таких пользователей стало больше. В октябре 2013 г. их уже было 1,1 млн.
Напомним, по итогам 2013 г. количество смартфонов в сети «Киевстар» увеличилось на 1,4 млн, или на 44 % по сравнению с предыдущим годом. При этом смартфонов на базе Android стало в 2,5 раза больше — почти 2,5 млн. Число устройств на базе iOS увеличилось почти на 200 тыс. единиц и составило 454 тыс. Схожая ситуация и у второго по величине оператора — «МТС Украина». В прошлом году в его сети насчитывалось 4,8 млн смартфонов, из которых более 2,7 млн — на базе Android и 507 тыс. — на iOS.
Вместо звонков «Укртелекома»
В отличие от операторов связи, Skype позволяет совершать звонки бесплатно, если они осуществляются между абонентами сервиса. Плата взимается лишь за звонки по Skype абонентам обычных телефонных сетей либо с мобильных на стационарные телефоны. Таким образом, быстрое развитие сервиса ведет к стремительному падению доходов украинских операторов связи от международных и междугородных звонков.
Согласно отчету Национальной комиссии по вопросам регулирования связи и информатизации, начиная с 2009 г. доход от предоставления услуг междугородной телефонной связи ежегодно снижается в среднем на 17,8 % и в 2013 г. составил 1,4 млрд грн, а доход от услуг международной связи снижается в среднем на 15,3 % (788,7 млн грн в 2013 г.).
«В первую очередь от роста популярности Skype страдает компания «Укртелеком», на долю которой приходится около 70 % международных звонков», — заявлял ранее аналитик компании Concorde Capital Александр Паращий. Согласно прошлогодним данным Admixer, в 2012 г. при средней длительности звонка в 31 мин. пользователи Skype выговорили 279 млн мин. В то же время количество минут международных и междугородних звонков, сделанных с помощью «Укртелекома», стремительно падает: в 2012 г. абоненты говорили в сумме 865 млн минут, а в 2012 г. этот показатель сократился до 774 млн. А ведь еще в 2007 г. объем только международного трафика «Укртелекома» составлял 321 млн мин.
В «Укртелекоме» признают: часть потребителей отдает предпочтение интернет-сервисам, что уменьшает количество звонков за рубеж с помощью обычной телефонной связи. Но, по словам представителя компании, такая тенденция наблюдается и у мобильных операторов.
По мнению участников рынка, изменить ситуацию можно, если ввести государственное регулирование подобных сервисов в Украине. «Мы полагаем, что добиваться госрегулирования сферы интернет-телефонии могут мобильные операторы, на доходе которых отражается развитие и использование таких услуг» — заявил представитель "Укртелекома", добавив, что вопрос лицензирования Skype в России активно лоббировал мобильный оператор МТС.
Мобильщики ищут выход
Основатель контент-провайдера Jump Ukraine Игорь Шрайбман (сооснователь Detonate Ventures) уверен, что большое количество пользователей-мессенджеров (не только Skype, но и Viber, WhatsApp и других) отдают предпочтение бесплатным текстовым сообщениям перед видео- и голосой связью. «Для качественной «картинки» и голоса нужна хорошая скорость доступа к сети», — говорит он, добавляя, что не всегда это возможно при соединение с другой страной.По словам Шрайбмана, в мире есть операторы мобильной связи, у которых мессенджеры уже отобрали около 30 % объема sms-сообщений. «Skype, WhatsApp и другие подобные сервисы стимулируют рост дата-трафика и пользование интернетом вообще. А на пользовании интернетом мы как раз и собираемся зарабатывать», — добавляет директор по маркетингу «Киевстар» Сантьяго Аргелик. Он напоминает, что во многих странах, например в США, операторы уже не зарабатывают на голосовой связи — она предоставляется абоненту в качестве бонуса к интернет-пакетам.
Напомним, по итогам 2013 г. абоненты «Киевстар» использовали 8,5 тыс. терабайт интернет-трафика, что на 50 % больше, чем в 2012 г. А доход от мобильного оператора компании «МТС-Украина» в прошлом году показал 3 % роста и составил 1 мрлд грн. Но Шрайбман считает, что потеря дохода от sms-направления не может быть пропорциональной доходу от предоставления мобильного интернета. «Особенно это сложно в Украине с ее отсталостью в сфере лицензирования 3G, не говоря уже о 4G», — добавляет исполнительный директор роуминг-сервиса Roamerapp Ник Устинов.