Территориальные отделения Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) приступили к изучению расчетов, согласно которым перевозчики по всей стране устанавливали новые тарифы на проезд в маршрутных такси в марте-апреле 2014 г. Как сообщили «Капиталу» в пресс-службе АМКУ, после повышения стоимости проезда сразу в нескольких городах в среднем на 0,5‑1 грн резко возросло количество жалоб от граждан. Это и послужило поводом для проверок. Ведомство сегодня изучает вопросы о согласованности действий перевозчиков при повышении тарифов.
Полшага навстречу
С начала года практически во всех областных центрах Украины транспортные предприятия инициировали пересмотр расценок на свои услуги. В местные советы были направлены расчеты на согласование. Как ранее писал «Капитал», поводом для массового пересмотра тарифов стало повышение стоимости топлива, вызванное резким падением курса гривни по отношению к доллару и евро. Одними из первых подорожание проезда пережили жители столицы. Общая аргументация перевозчиков сводилась к тому, что за почти три года цена на топливо выросла на 47 %, также увеличились в цене горюче-смазочные материалы и запчасти.
Власти на местах по‑разному отнеслись к просьбе транспортников согласовать тарифы на основании их расчетов. В Полтаве, где местные компании просили повысить тариф как минимум на 1 грн, чиновники согласились лишь на 0,5 грн. Но даже в этом случае у АМКУ возникли вопросы. В полтавском отделении комитета признают: формальный повод пересмотреть расценки у перевозчиков был. Но в связи с тем, что тарифы повысили не все предприятия, АМКУ намерен изучить этот случай на предмет возможного согласования действий среди отдельных транспортных компаний города. Вчера, 21 апреля, закончился срок, отведенный полтавским АМКУ перевозчикам для предоставления документов. «До сих пор в территориальное отделение Антимонопольного комитета не поступило ни одного отчета от перевозчиков с учетом последних изменений на рынке нефтепродуктов и обоснования увеличения тарифов», — прокомментировал в конце прошлой недели глава полтавского отделения АМКУ Владимир Онищенко.
Городские маневры
Учитывая интерес АМКУ к тарифам на проезд в маршрутных такси, местные власти городов, где цены еще не были пересмотрены, теперь не спешат это делать. Кроме того, чиновники на местах опасаются социального возмущения в случае удорожания проезда. Поэтому, как рассказал мэр Тернополя Сергей Надал, город принял решение создать рабочую группу, в том числе из представителей территориального отделения АМКУ и пяти компаний-перевозчиков, чтобы обсудить, какой тариф будет экономически обоснованным. И только после этого мэрия вынесет тариф на общественное обсуждение.
В Кировограде, где перевозчики запросили цены на уровне 3,5 грн, город отказался от согласования. Как заявил секретарь Кировоградского горсовета Иван Маяковский, максимум, на что могут рассчитывать местные транспортные компании, — это 2,75 грн. Один из немногих городов, где власти сумели получить выгоду от повышения тарифов, — Ивано-Франковск. Накануне горсовет принял решение о повышении стоимости проезда в маршрутках почти на 50 % — до 3 грн за поездку. Согласно документу, перевозчики обязаны ежедневно с 11:00 до 14:00 бесплатно обслуживать пенсионеров.
Со вчерашнего дня тарифы на проезд до 4 грн подняли отдельные перевозчики Днепропетровска, причем это решение не было согласовано с городскими властями. Несколькими днями ранее в горсовете заявили, что пересмотр цен возможен не ранее конца мая, на что перевозчики возразили намерением выпустить на маршруты лишь четвертую часть своего автопарка. Если же днепропетровским транспортным компаниям не удастся убедить АМКУ в экономическом обосновании их расценок, перевозчиков ждут санкции комитета. Как рассказали «Капиталу» в пресс-службе АМКУ, как правило, в таких случаях ведомство обходится рекомендациями устранить нарушение, а в случае их невыполнения применяются штрафы. Согласно закону о защите экономической конкуренции, за согласованное повышение цен перевозчики будут вынуждены заплатить штраф в размере до 10 % годового оборота компании.