Бізнес

перспективы

Фермеры не поддаются на призывы кооперироваться. Ждут преференций

Фермеры не поддаются на призывы кооперироваться, ожидая преференций
Фото: Reuters

Ежегодно госбюджет недополучает около 4 млрд грн налоговых поступлений от сельхозпроизводителей. «Единоличные фермерские хозяйства, аналогов которым нет в мире, позиционируют себя как физлица. И в большинстве своем выпадают из налогового поля, что наносит ущерб бюджету», — поясняет «Капиталу» руководитель направления «Развитие рыночной инфраструктуры» проекта Американского агентства по международному развитию «АгроІнвест» Николай Гриценко.

Украинские власти уже не первый год склоняют аграриев к созданию кооперативов. По подсчетам Министерства аграрной политики и продовольствия, для эффективной работы агроотрасли необходимо создать более 11 тыс. таких объединений. Для этого профильное ведомство разработало и утвердило «План мероприятий по поддержке развития сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов на период до 2020 г.», «Примерный устав сельскохозяйственного обслуживающего и производственного кооперативов», «Примерные правила внутрихозяйственной деятельности сельскохозяйственного обслуживающего коопе­ратива». Это дало свои плоды.

Кооперативные соблазны

Фермеры активно кооперируются последние три года, рассказывает глава Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Иван Томич.

Сельское хозяйство часто не приносит прибыли. «Очень дорого обходятся корма, топливо, средства защиты растений. Аномально низкие цены на сельхозпродукцию, как это было в прошлом году, зачастую приводят к тому, что мелкие аграрии вынуждены искать кредитное финансирование. Однако получить кредит сегодня непросто и дорого», — делится президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины Николай Миркевич. По мнению эксперта аграрных рынков ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Алины Жарко, кооперативные формы позволяют повысить конкурентоспособность за счет обеспечения оптимальных условий производства и хранения продукции, формирования крупных товарных партий. «Аграрий получает большие прибыли, ведь качество продукции будет лучше и цена, соответственно, повысится», — утверждает она.

Участников кооперативов всячески поддерживают крупные компании. В прошлом году Monsanto предоставляла таким объединениям скидки в 20‑30 % на свою продукцию. За каждый литр молока, сданного на перерабатывающие предприятия, «Данон» доплачивает кооперативам 0,2 грн на развитие хозяйства. Как рассказал «Капиталу» менеджер проектов по закупке молока компании «Данон» Анатолий Шатковский, до 2017 г. предприятие планирует инвестировать в развитие кооперации € 2 млн.

Замминистра аграрной политики и продовольствия Андрей Дикун считает, что будущее тех, кто занимается производством молока, — кооперация. «Совместная слаженная работа дает возможность производителям минимизировать риски и позволяет использовать преференции при закупке кормов, а также облегчает сбыт и контроль качества продукции», — отметил он.

Не все готовы

В Украине зарегистрировано 1017 кооперативов, но реально работают, по данным Минагрополитики, только 67 % (668 структур). В частности, из всех зарегистрированных действуют лишь 29,8 % (199) молочных объединений, 23,5 % (157) — по обработке земли и уборке урожая, 12,7 % (85) — плодо­во­овощ­ных, 5,4 % (36) — зерновых. Самыми неустойчивыми оказались кооперативы мясного направления: их всего 16, или 2,4 % от общего числа зарегистрированных.

Фермеры-единоличники продают свою продукцию на неорганизованных рынках, что позволяет им уклониться от налого­обложения, поясняет Николай Гриценко. «Далеко не каждый украинец после неудачного опыта колхозов согласится на совместную работу. Кроме того, единоличник, вступив в кооператив, должен будет внести членский взнос и впоследствии согласиться на уплату налогов», — добавил он.

Сказывается и тот фактор, что фермер, объединяясь с другими игроками, вынужден платить налог на добавленную стоимость два раза. По словам вице-президента Союза участников сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Украины Виталия Львова, согласно действующему законодательству, в состав обслуживающих сель­хоз­ко­о­пе­ра­ти­вов могут входить физические и юридические лица. «Но как только участник — юридическое лицо предоставляет кооперативу свою продукцию, независимо от размера и формы предприятия он обязан уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС) — 20 % годовой прибыли», — отметил собеседник. Однако при создании кооператива он тоже автоматически становится налогоплательщиком и платит те же 20 % НДС.

Необходимые поправки

Николай Гриценко считает, что для более справедливого функционирования кооперативов и развития кооперативного движения необходимо уравнять права юридических и физических лиц в части удерживаемых с них налогов. «Сейчас мы разрабатываем совместно с министерством инициативу по созданию семейных ферм, которые могут оставаться физлицами, регистрируясь как физлицо-предприниматель, либо становиться юридическими лицами. Это поможет решить проблему налогообложения», — сказал он.

Действующие кооператоры хотят, чтобы их признали неприбыльными организациями. «Самая большая проблема в том, что налоговая не признает кооператив неприбыльной организацией. Если законодательство признает, что кооперативы должны быть неприбыльными, им нужно предоставлять этот статус. А сейчас в законе одно, а в действительности — другое», — сетует глава кооператива «Лосятинский молочный источник» в Тернопольской области Николай Новосад.

Напомним, в августе 2011 г. Мин­агро­поли­тики выступило за создание неприбыльных кооперативов на базе сельских советов для заготовки и реали­зации сельскохозяйственной продукции. В мае 2012 г. министерство договорилось с молоко­перерабатывающими предприятиями о направлении на создание заготовительных кооперативов 1,5 млрд грн, накопленных от аккумулирования средств НДС.

Но пока зарегистрированные в парламенте инициативы не рассматривались, а принятый закон о сельхозкооперации не закрывает все существующие законодательные дыры.

По данным Минагрополитики, до 2017 г. в развитие кооперативов будет вложено € 2,5 млн.

Кооперация — возможность планировать будущее

Тарас Пилипец,
генеральный директор херсонского завода «Данон Днипро»

Всем производителям молока в Украине, будь то ферма, крестьянин-предприниматель или бабушка, хорошо известны требования компании «Данон» к качеству сырья. Когда мы купили молокозавод «Родич» (сейчас — «Данон Днипро»), компания провела исследование качества молока от более 100 домашних хозяйств, и результаты нас просто поразили: большая часть образцов не соответствовала требованиям по сортности, попадались даже образцы с микробиологическим загрязнением 9-й степени! Конечно, было молоко и высшего сорта, но оно просто растворялось в огромном количестве некачественного. При всем этом на то время «Родич» до 50 % молока закупал именно от таких хозяйств.

Перед нами стоял выбор: отказаться от молока частного сектора (путь многих переработчиков в Украине) или улучшить его качество, и мы выбрали второе. Почему? — спросите вы. Потому, что для компании «Данон» одинаково важны как экономическая, так и социальная составляющие бизнеса, ведь более 3 тыс. украинских семей на юге Украины зависят от доходов с молока. Мы не были готовы оставить их на грани выживания и решили помочь усовершенствоваться в качестве и эффективности.

Организация первых трех кооперативов стала целой эпопеей. Сначала надо было найти единомышленников среди общественных организаций, крестьян, получить поддержку государства (для начала — чтобы не мешали). Нам удалось создать 24 молочных кооператива по всей Украине, которые получили не только необходимую финансовую помощь и оборудование, но и основательное обучение методам производства качественного сырья. А самое важное — кооперативы получают стабильность своего бизнеса и возможность планировать будущее. Ведь поставляя качественное сырье конкретному переработчику, у членов кооператива есть гарантия, что их не «кинут» заезжие перекупщики.

Мы довольны выполнением программы молочных кооперативов и будем развивать ее в дальнейшем. К слову, в 2013 г. мы начали выращивать клубнику в одном из кооперативов Тернопольской области. И в этом году мы с нетерпением ждем нового урожая клубники!

 

Не все проблемы решены

Александр Шкелебей,
управляющий партнер юридической компании 
«L.A. Group»

Законодательное поле для создания кооперативов выписано достаточно четко, такая форма для Украины не нова и известна еще с советских времен. Однако аграрии сталкиваются с проблемами, среди которых следует выделить отсутствие законодательного урегулирования уплаты НДС кооперативами на продукцию, реализуемую ими, но изготовленную членами кооператива; законодательный пробел в вопросе переоформления права фермерских хозяйств на постоянное землепользование в право собственности или аренды.

Сами участники кооператива должны четко и грамотно выписать условия их совместной деятельности, паевого участия, выхода из кооператива. Эти вопросы законом не установлены и относятся к сфере ведения кооперативов, что, в частности, влечет проблему доверия членов кооператива к правлению. Юридические советники могут совместно с членами кооператива выработать приемлемые и прозрачные принципы управления и закрепить их в общих интересах.

Ведение общей хозяйственной деятельности позволяет получать экономическую выгоду уже на этапе закупки техники, средств защиты растений и т. п. путем получения скидки при оптовых закупках. Следует также выделить аспект ликвидации сверхдлинных логистических цепочек и установление контактов на уровне «производитель зерна — рынок сбыта». Ведь малые и средние агропроизводители фактически лишены внешних источников привлечения финансирования, зачастую не обладают достаточной базой для хранения произведенной продукции, и тут как раз на выручку должен прийти кооператив.

Зачастую малые производители не имеют доступа к информации о государственных программах дотаций и поддержки.

 

«Гуртом і батька легше бити»

Антонина Куриленко,
лидер сельскохозяйственного обслуживающего
кооператива 
«Добробут 
Андреевки», Днепропетровская 
обл.

Кооперация на селе для меня начиналась «не как у людей». Я не стояла у истоков создания нашего кооператива, да и особо не спешила становиться его членом. В этом было что-то новое, а у многих еще и ассоциации с Советским Союзом вызывало…

Преимущества кооператива налицо — объединение производителей молока, защита, стабильность, более высокая цена. Для меня же основными аргументами были консультационная поддержка, помощь в закупке оборудования и прозрачность сотрудничества с молочными предприятиями — договор, оплата.

На сегодняшний день у меня своя семейная молочная ферма на 10 голов, построенная с нуля. Начинали с 0,4 т / день на весь кооператив, а теперь планируем выйти в среднем на более чем 2,5 т / день.

Кооператив в нашем случае, да и в основном в Украине — это объединение людей, у которых одна-две, редко пять и больше коров. Какие у нас по‑одиночке перспективы, как мы можем быть конкурентоспособными, что можем предложить отрасли? Надо двигаться вперед, развиваться! Наши партнеры — Консультационная служба Днепропетровской области с канадскими партнерами (CIDA, Socodevi), МБО «Добробут громад» и компания «Данон» — всегда готовы прийти на помощь и способствуют повышению нашей эффективности.

Самая большая сложность — работа с людьми. Ведь очень важно убедить их сдавать качественное молоко. Кроме того, нужно продолжать учиться. Приходится доказывать необходимость использования новых подходов в доении и содержании коров, посещения семинаров. Доходит до смешного: «Если я буду доить через доильный аппарат, у молоко будет низкая жирность». Я хватаюсь за голову: «Боже! Они еще там, в Советском Союзе живут».

Но перспективы у обслуживающих молочных кооперативов есть! Первое — и дальше улучшать качество. Например, ставить минитанки-охладители у членов кооператива. Второе — увеличивать объемы заготовки и реализации молока на нашем заводе-партнере «Данон Днипро» в Херсоне. И третье — развивать и дальше семейные молочные фермы тем членам кооператива, у кого есть возможности и желание работать по‑честному, прозрачно, эффективно и дружно!

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама