— Ти гадюка!
— А ти — падлюка!
— А ти — тварюка!
— А ти… А ти мене в сраку недостойна поцілувати!
— Шо? Я?! Недостойна?!!!
Великолепно, не правда ли? Коротко, хлестко, эмоционально, парадоксально, смешно… Одним словом, гениально: в двух-трех искрометных фразах выражена суть многотомного философско-этнографическо-гендерного трактата. Таким и должен быть настоящий высокохудожественный анекдот.
Таким, что по глубоком размышлении над его сутью понимаешь, что никакой это не анекдот. Это — приговор! Ярлык, клеймо, проставленное на каждом из нас в отдельности и на всех вместе взятых. Мы до колик «ржем» над недалекими домохозяйками, двусмысленностью формулировок, а сами из кожи вон лезем, чтобы демонстрировать неопределенный статус, сомнительное достоинство, приверженность однобоким идеалам. И за это рвем свои и чужие глотки, проливаем свою и чужую кровь.
Страшно (а кому‑то ведь и смешно) вспомнить, но весь сегодняшний кошмар (конфликт, коллапс — как хотите называйте), поглотивший уже сотни жизней, заключается в том, что мы не смогли в ноябре прошлого года решить, чью сраку достойны целовать! Можно, конечно, сформулировать и помягче: за кем идти, под чьей эгидой искать безопасности, экономической и политической стабильности и т. п., но от этого суть не поменяется. И те, за кем хочет следовать одна часть народа, и те, от кого вторая часть ожидает спасения или решения своих проблем, друг от друга практически не отличаются. Со спины, по крайней мере.
А другую их сторону мы никогда и не видели. Точнее, ее нам никто не показывал. Ни те, что давали миллиардные кредиты на то, чтобы мы расплачивались за их же газ. Ни тем более те, что сейчас дают не меньшие деньги взаймы, чтобы мы их тратили на покупку у них же оружия. Но каждый раз нас (и небезуспешно) пытаются убедить, что мы достойны этих беспрецедентных подачек, что исключительно из уважения к нам идут нам же навстречу.
И всякий раз на стороне тех, к кому мы тянем губы, правда и вечные ценности, ради которых стоит отдавать даже жизнь. И каждый нам рассказывает то о вековых корнях, то об историческом выборе. И каждый призывает определиться однозначно и окончательно, с кем нам быть, за кем идти, зачем. И каждый по‑своему прав, по‑своему привлекателен, по‑своему убедителен. Но в том-то и дело, что каждый по‑своему! А хочется, чтоб по‑нашему! Чтоб нас не разрывали в разные стороны, а позволили найти свой путь, которого мы достойны.