Миссия Международного валютного фонда, прибывшая в Киев 24 июня для ревизии итогов соблюдения Киевом условий кредитной программы stand-by на сумму $ 17 млрд, во второй раз перенесла срок окончания визита и своего возвращения в Вашингтон. Изначально представители фонда во главе с Николаем Георгиевым должны были покинуть украинскую столицу еще 4 июля, но отложили отъезд до 10 июля, ссылаясь на «быстрые темпы развития событий и многочисленные вопросы, которые требуют обсуждения с правительством». Но в среду миссии снова пришлось перенести дату отъезда — на этот раз на 13 июля, «чтобы окончательно завершить обсуждение программы с представителями власти». После возвращения миссии в США у МВФ останется меньше двух недель на принятие решения о выделении второго транша кредита на сумму $ 1,4 млрд, которое запланировано на 25 июля.
В Киеве представителей МВФ задерживают не проблемы с выполнением Украиной условий меморандума по итогам мая, уверен директор CASE-Украина Дмитрий Боярчук. Скорее всего, переговоры затянулись из‑за того, что те самые «быстрые темпы развития событий», на которые ссылается фонд, требуют пересмотра условий программы сотрудничества.
«Видимо, в связи с военной агрессией на востоке страны потребовалось больше времени, чтобы провести тщательный макроэкономический и фискальный анализ и подготовить более точные оценки последствий конфликта», — отмечает директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. В прошлом году Донецкая, Луганская и Харьковская области обеспечили 21,5 % ВВП, 30 % промышленного производства, 28 % экспорта и чистые поступления в госбюджет в размере 1,3 % ВВП. По оценкам министра экономического развития и торговли Павла Шереметы, украинская экономика потеряет 3‑4 % ВВП в связи с проведением АТО на востоке. Это вдобавок к 3 % экономического спада, заложенным в госбюджет на 2014 г. Помимо новых краткосрочных прогнозов в связи с ослаблением экономики, у правительства появились и другие новые количественные оценки, которые нужно учесть — итоги аудита НАК «Нафтогаз» и стресс-тестов банков первой группы, отмечает Боярчук.
По данным Госказначейства, в январе-июне Кабмин недосчитался 2,9 % запланированных доходов. При этом в первом полугодии правительство активно пользовалось авансовыми платежами
После расчета общей «цены вопроса» Киеву потребовалось обсудить с МВФ изменения сразу в нескольких сферах, прежде всего обновление параметров госбюджета на 2014 г. По данным Госказначейства, в январе-июне Кабинет министров недосчитался 2,9 % запланированных доходов. При этом в первом полугодии правительство активно пользовалось авансовыми платежами, которые компенсировали бюджету недобор налоговых поступлений. В частности, 78 % неналоговых поступлений за пять месяцев Минфин получил от Национального банка, вместо положенных 20 %. Разницу — 16,3 млрд грн — НБУ перевел в бюджет авансом, фактически пустив в ход печатный станок. Причем сделал это до мая, поскольку МВФ осуждает подобную практику, а кредитный меморандум предполагает ее прекращение. «Из-за недобора доходов правительство будет вынуждено проводить сокращение расходов, поскольку расширение бюджетного дефицита МВФ вряд ли поддержит даже в условиях необходимости наращивания оборонных расходов», — полагает Юрчишин. Поэтому сейчас правительству надо договориться с МВФ, как сохранить дефицит госбюджета на уровне 3,6 %, — провести секвестр или увеличить эмиссию гривни, говорит Боярчук.
Впрочем, у Кабмина есть и третья опция, как сохранить дефицит, не проводя секвестра. Для этого правительство, как стало известно из источников, близких к переговорам, обратилось к МВФ с просьбой об увеличении суммы кредита от самой международной организации или о дополнительной поддержке украинской экономики со стороны других зарубежных доноров. Если правительству удастся договориться об увеличении финансовой поддержки, это избавит его от необходимости проводить «корректирующие меры» — секвестр текущего бюджета.