Глава Государственной фискальной службы (ГФС) Игорь Билоус раскритиковал работу подразделений, которые занимаются борьбой с контрабандой в его ведомстве.
«Я абсолютно недоволен результатами их деятельности. К ним есть очень много вопросов — по кадрам, процедурам, по таможне. На сегодня контрабанда есть — и черная, и серая», — заявил он вчера, отметив, что даже в нынешнее время на восточной границе коммерческой контрабанды меньше, а львиная ее доля традиционно приходится на южные и западные границы.
«Большая опасность по части контрабанды сейчас — в отсутствии полноценной таможни на границе с Крымом», — подчеркнул Билоус. Как сообщили «Капиталу» в пресс-службе ГФС, в январе-июне таможенные органы возбудили 7714 дел о нарушении таможенных правил на сумму свыше 274,54 млн грн. Это почти в два раза меньше, чем за шесть месяцев прошлого года, когда было заведено 12 012 дел на сумму более 411,3 млн грн.
«Говоря о показателях текущего года, стоит отметить, что они не блещут, особенно в сравнении с показателями 2012 г. По данным ГФС, общая сумма по делам, касающимся нарушений таможенных правил за 2012 г., составила 2,58 млрд грн. В текущем году до таких показателей еще очень далеко», — уточнил в беседе с «Капиталом» менеджер таможенной группы PwC Денис Шендрик.
География контрабанды
Более половины (4142 факта) нарушений выявлены на юго-западном участке границы. В частности, на границе со странами ЕС зафиксировано 3316, с Молдовой — 826 случаев незаконного перемещения товаров через границу.
«В пунктах пропуска морского сообщения выявлено 418 нарушений. Всего на юго-западном участке границы зафиксировано правонарушений на 67,07 млн грн», — сказано в информации пресс-службы ГФС. На границе с Российской Федерацией и Республикой Беларусь таможенники зафиксировали 790 и 330 фактов нарушений законодательства соответственно на общую сумму 16,51 млн грн.
По мнению экспертов, уменьшение выявленных объемов контрабанды может быть объяснено нестабильной ситуацией на восточной границе Украины.
«Причем связано это не только с невозможностью полноценно контролировать границу, но и с предполагаемым ухудшением взаимодействия с представителями пограничной и таможенной служб РФ», — отмечает Шендрик. Вторая причина, по его словам, — перманентная реорганизация таможенных органов.
Схемы остались
По словам генерального директора Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олега Назаренко, до 2008 г. при пошлине 25 %, серый импорт и контрабанда в автомобильном сегменте составляли порядка 60 %. После вступления Украины в ВТО и снижения пошлин до 10 % ситуация улучшилась — 95 % автомобилей стали завозить официально. На сегодня, отмечает Назаренко, процентное соотношение официального импорта автомобилей к серому и контрабандному составляет ориентировочно 80:20. После повышения акцизов уровень контрабанды в автомобильном секторе сегментировался.
«С одной стороны, контрабанда и серый ввоз автомобилей с объемом двигателя до 2,2 л уменьшились, с другой — с увеличением акциза стало более выгодно без уплаты налога ввозить дорогие автомобили с объемом двигателя свыше 3 л. В этом сегменте наблюдается рост контрабанды и серого импорта в среднем на 50 %», — говорит он.
В свою очередь ощутимо уменьшились бъемы контрабандной продукции на рынке элитного алкоголя, признает координатор комитета по вопросам импорта и торговли алкогольными напитками Европейской бизнес ассоциации Кристина Линиченко.
«Однако сейчас рано говорить о том, что это станет тенденцией, ведь каналы сбыта контрабандной продукции до сих пор открыты», — отмечает она.
В текущем году ГФС обещает взять курс на усиление контроля за перемещением товаров через границу. Ведомство подготовило соответствующий план дополнительных мер (копия документа есть в распоряжении издания). Согласно ему предполагается усилить охрану морских портов, усовершенствовать их инфраструктуру — создать специальные площадки для обработки товаров в контейнерах с использованием транспорта портового оператора.
Помимо прочего, планируется проанализировать данные о первой регистрации ввезенных в Украину транспортных средств, а также тех, которые были оформлены таможенными органами за последние два года. В плане также есть пункт о недопущении повторного в течение суток ввоза товаров, с которых не взимаются налоги. К реализации большинства этих мер намерены приступить уже в июле.