В банковской системе доля проблемных долгов выросла в первом полугодии 2014 г. с 7,7 % до 10,1 %, сообщил Национальный банк. При этом общий кредитный портфель финучреждений за этот период увеличился на 106 млрд грн и составил 1,017 трлн грн. Впервые за три года повысилась и доля просроченных займов.
Портфель проблем
«Доля проблемной задолженности всегда растет во время экономического кризиса», — прокомментировал данные НБУ управляющий партнер инвестиционной компании Capital Times Эрик Найман. Также он отметил, что сейчас к экономическим проблемам добавились аннексия Крыма и антитеррористическая операция в Донбассе. «То есть это не только и не столько банковская проблема, сколько в целом проблема Украины», — подчеркнул Найман. В такой ситуации снижение платежной дисциплины заемщиков как среди физических, так и юридических лиц было неизбежным, признает финансовый эксперт Павел Мишустин.
Реальные объемы проблемной задолженности могут быть значительно больше задекларированных регулятором. Как ранее сообщал «Капитал», данные НБУ об уровне проблемной задолженности значительно отличаются от статистики коллекторов. Нацбанк сообщает, что проблемная задолженность физлиц в абсолютном выражении существенно снизилась в 2009‑2013 гг.: на 35 % — до 13 млрд грн. В то же время, по информации Ассоциации коллекторского бизнеса Украины (АКБУ), за последние пять лет сумма проблемных долгов населения в кредитном портфеле финструктур увеличилась с 67 млрд грн до 75 млрд грн, что составляет около 45 % общего объема долгов.
«Наши цифры базируются на данных мировых организаций: Всемирного банка, международных рейтинговых агентств. По данным Fitch Ratings, сумма проблемной задолженности по рынку достигает не 10 %, как указывает НБУ, основываясь на официальной отчетности банков, а свыше 40 %», — рассказывал ранее председатель АКБУ Андрей Нижник. По его мнению, одна из основных причин такой разницы в цифрах — «специфический учет» проблемной задолженности в Украине и, соответственно, некорректное формирование банками резервов под нее, что занижает отчетные показатели.
Разница в данных НБУ и международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) о размере проблемной задолженности возникает из‑за того, что по международным стандартам реструктуризированная задолженность также признается проблемной, пояснила начальник отдела рейтингов финансовой сферы рейтингового агентства IBI-Rating Анна Апостолова. «Действующие в Украине нормы ничего подобного не предусматривают, чем, кстати, пользуются банки. Проводя реструктуризацию кредитной задолженности, а иногда и не единожды, финучреждения искусственно сокращают долю просроченных кредитов в отчетности. Кроме того, согласно МСФО, при возникновении просрочки хотя бы по одному платежу к категории проблемных относится вся сумма кредитной задолженности», — добавила собеседница.
Неприглядное будущее
В ближайшее время портфель проблемной задолженности еще больше вырастет, отмечают эксперты. «К сожалению, по итогам девяти месяцев и всего года рост проблемной задолженности, скорее всего, продолжится, прогнозный уровень — 12 % (официальные данные. — «Капитал»)», — предполагает Мишустин. Также сейчас банкам необходимо доформировать резервы по кредитам, которые признаны проблемными 90 дней назад, подтвердил предправления Украинской межбанковской валютной биржи Анатолий Гулей. «Сложными для резервов будут август и сентябрь. Вся прибыль будет уходить на резервы НБУ», — предупреждает он. Чтобы снизить нагрузку на банки, нужно решить вопрос с валютными кредитами 2008‑2009 гг., добавил эксперт. Кроме того, мораторий на отчуждение жилья перестал стимулировать плательщика к погашению долгов, считает Гулей.
Видит необходимость в ужесточении ответственности заемщиков и Найман. Особенно, по его словам, это касается клиентов банков, которые пытаются скрыться от финучреждений с помощью вывода активов или фиктивного банкротства.