Нацкомфинуслуг планирует запретить украинским страховым компаниям перестраховывать свои риски в России. Об этом «Капиталу» сообщили в пресс-службе комиссии. «Пока еще нет окончательного решения, этот вопрос рассматривается», — уточнила вчера пресс-служба ведомства.
Делиться рисками
Перестрахование является одной из ключевых составляющих ведения страхового бизнеса. Во всем мире страховые компании делятся своими премиями и рисками с перестраховщиками как внутри своих стран, так и за рубежом. Украина — не исключение. По данным Нацкомфинуслуг, в 2013 г. отечественные страховщики перестраховали риски за границей на 1,6 млрд грн. Это на 0,3 млн грн больше, чем в 2012 г.
Самую большую долю в перестраховании заняла Российская Федерация — почти 39 % от всех перестрахованных вне страны рисков. Всего в России наши страховщики передали 632 млн грн премий. Второе место по объемам перестрахования за рубежом заняла Германия с 261 млн грн (15,4 %) и третье — Великобритания с 238 млн грн (14,6 %).
В I квартале 2014 г. ситуация изменилась. Всего страховщики перестраховали у нерезидентов риски на 0,3 млрд грн. Это на 100 млн грн меньше, чем за соответствующий период 2013 г. Из них всего 64,6 млн грн (20 %) было перестраховано в РФ, тогда как в Германии — 118,5 млн грн (36 %). На третьем месте оказалась Великобритания — в эту страну было передано в перестрахование 45,3 млн грн премий (13,5 %).
«Я не стал бы связывать падение доли перестрахования в Российской Федерации в I квартале с политикой. Скорее всего, основные клиенты — крупная промышленность юга и востока Украины — с начала года не спешили перезаключать договоры страхования имущества и других рисков, которые традиционно перестраховывались в России», — считает предправления СК «Княжа» Дмитрий Грицута.
Ветер в парус
Имущественные риски в объемах премий, переданных украинскими компаниями за рубеж, занимают самую большую долю — 21 %, или 1,8 млрд грн по итогам 2013 г. «В Российской Федерации наши страховщики, как правило, перестраховывают риски, связанные с защитой имущества промышленных предприятий (например, производственных комплексов, сталелитейных печей), а также морские и авиационные риски», — говорит предправления страховой группы «ТАС» Павел Царук. Поэтому, по его мнению, запрет на перестрахование в соседнем государстве негативно отразится на работе тех страховщиков, у которых много таких рисков в портфеле.
«Ничего подобного, — считает Лариса Непочатова, председатель набсовета компании «Бусин» (лидер на рынке авиастрахования). — У нас есть облигаторный договор с международными перестраховщиками, поэтому мы и раньше свои риски в Россию не передавали. Нет смысла, ведь ответственность нашей компании достигает $ 850 млн, а емкость российского рынка перестрахования всего $ 3 млн. Поэтому наши риски все равно передавались бы на удержание международных страховщиков, но уже через третьи руки. То есть украинским компаниям лучше перестраховывать риски у них напрямую».
Мнение Непочатовой разделяют не все страховщики. «Если в России запретят перестраховывать риски, то цены на страхование для украинских клиентов повысятся, а сервис ухудшится», — считает заместитель предправления компании «ИНГО Украина» Александр Мацак. Кроме того что в России было проще перестраховать риски из‑за отсутствия языковых проблем, по некоторым договорам цены у российских перестраховщиков были на 10‑30 % ниже, чем у европейских.
Качественная перестройка
Однако Грицута полагает, что сниженные цены были связаны с демпингом и влияли на украинское страхование негативно. «За последние десять лет цены на страхование имущества юрлиц упали в пять раз, притом что комиссионные выросли. Украинские и российские страховщики на этом рынке отчаянно демпингуют», — заверил эксперт. Поэтому повышение требований по перестрахованию, по его мнению, только улучшит ситуацию на украинском страховом рынке.