Смартфоны могут сыграть злую шутку с операторами мобильной связи. Первое полугодие 2014 г. продемонстрировало, что растущий доход от мобильного интернета на «умных» устройствах перестал покрывать тающие заработки от предоставления контент-услуг и прочих сервисов для обычных «звонилок».
На днях компания МТС отчиталась о своей деятельности за ІІ квартал 2014 г. За год показатель среднемесячного дохода (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) сократился на 5 % — до 36 грн. В отчете это связывают с увеличением количества низкомаржинальных абонентов. Однако можно отыскать и другие причины стагнации дохода. Абоненты все более ориентируются на интернет-услуги. «Профиль пользования наших абонентов меняется стремительно — по результатам ІІ квартала проникновение смартфонов в нашей сети достигло 24 %, трафик растет на 3‑5 % еженедельно», — подтверждает директор по маркетингу «МТС Украина» Олег Решетин.
Почему sms и звонки уходят в прошлое
Смартфоны влияют сразу на несколько видов услуг компании. Во-первых, абоненты в ІІ квартале этого года меньше говорили, чем год назад. Во-вторых, размывается привычный набор контент-сервисов, таких как sms или аудиоконференц-связь. «В результате мы видим постепенное перетекание трафика из голосовых и sms-услуг в мобильный интернет», — говорит Решетин.
У крупнейшего игрока рынка мобильной связи «Киевстар» схожая ситуация. «Что касается традиционных сервисов, таких как sms и mms, здесь наблюдается снижение как уровня потребления, так и доходов, что вполне объяснимо — эти сервисы устаревают, их вытесняют более современные и востребованные интернет-мессенджеры, социальные сети» — рассказал «Капиталу» директор по маркетингу «Киевстар» Святослав Горбань.
Более 14 млн смартфонов насчитывалось к концу июня в сетях всех украинских операторов
Согласно статистике третьего по величие оператора life:), использование услуги sms снижается от месяца к месяцу. «Мы связываем этот тренд с динамичным ростом дата-трафика, который составил 70 % за год, а также наибольшим показателем проникновения смартфонов в сети life:), достигшим 31 % на конец ІІ квартала» — отмечает начальник PR-департамента компании Оксана Рудюк.
Соцсети наступают
В последнее время помимо традиционных соцсетей ВКонтакте и Facebook, которые заменяют абонентам sms, активизировался еще и Twitter. Вчера компания Яндекс опубликовала исследование, согласно которому аудитория сервиса коротких сообщений Twitter за последние полтора года выросла в 1,5 раза — до 430 тыс. пользователей. Основной всплекс, по информации исследователей, пришелся на время Евромайдана.
В общей сложности, согласно Яндекс, в Украине уже 40 млн аккаунтов в соцсетях. Таким образом, проникновение услуг, которые «съедают» sms, уже составляет 85 %. Не стоит забывать и о Skype. Как писал недавно «Капитал», в начале года уже 1,85 млн украинцев пользовались приложением Skype на смартфонах. Еще год назад этот показатель был незначительным.
Компенсации нет
Но интернет пока не может компенсировать компаниям снижающиеся доходы. Так, выручка «МТС Украина» от дополнительных услуг (Value Added Services, VAS), среди которых и мобильный интернет, в ІІ квартале сократилась с 772 млн грн до 747 млн грн (на 8 %). Хотя и выручка от предоставления услуги по передаче данных за этот период выросла на 28 млн грн — до 277 млн грн.
В абсолютных цифрах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прочие VAS (контент-услуги, sms и пр.), не относящиеся к услугам мобильного интернета, потеряли гораздо более существенную долю — свыше 50 млн грн. На общий доход это пока не влияет, так как МТС пока компенсирует эти потери подключением новых клиентов (сим-карт) в количестве 1,5 млн шт. за год. «Киевстар» и life:) детальных данных по отдельным контент-услугам не дают.
В надежде на 3G
Сейчас GSM-операторы уповают на 3G. «Несомненно, это даст новый потенциал телеком-рынку. Поскольку массовый доступ к 3G обеспечит новую технологическую платформу для целого ряда услуг: интернет-телевидение, различные онлайн сервисы с качественным интерактивом и графикой, для которых требуется очень большая скорость, и другой «тяжелый» контент» — говорит Горбань из «Киевстара». В сети его компании уже более 7 млн различных устройств — смартфонов, планшетов, нетбуков — с поддержкой 3G / LTE. «Сейчас, конечно же, эти гаджеты не могут дать абонентам стопроцентную отдачу, поскольку работают со скоростями EDGE», — отмечает менеджер. «Уже сегодня наши активные пользователи мобильного интернета, которые составляют больше половины абонентской базы life:), качают довольно много — в среднем 25 Тбайт в день, что в условиях нагруженной 2G-сети является высоким показателем», — соглашается с ним Рудюк.
Как ранее писал «Капитал», к концу июня в сетях всех украинских операторов насчитывалось более 14 млн «умных» устройств. Но гарантию того, что абоненты при получении доступа к 3G станут гораздо больше платить и доход от этого направления перекроет падающий голосовой трафик и стагнацию устаревших услуг, никто пока дать не может.