Украинские предприятия очень отстали от иностранных компаний в сфере управления и коммерциализации интеллектуальной собственности (ИС). Вследствие этого тормозится развитие высокотехнологических отраслей страны. Такие выводы сделала Госслужба по вопросам ИС в опубликованном в пятницу проекте национальной стратегии до 2020 г. в этой сфере.
В результате недостаточного понимания значимости ИС и ее слабого применения в рыночных отношениях в Украине уровень ее капитализации чрезвычайно низок, отмечается в документе. Особенно этот вопрос актуален для госпредприятий, стоимость которых в среднем по этой причине занижена на 50‑80 %, констатируют специалисты Госслужбы. «Доля нематериальных активов в себестоимости украинской продукции редко превышает 0,5‑1,5 %, что почти в 10‑15 раз меньше по сравнению с ведущими в экономическом отношении странами», — говорится в проекте стратегии.
Что такое нематериальные активы
К нематериальным активам предприятий относятся разного рода патенты на изобретения, промышленные образцы, торговые марки, права на софт, доступ к природным ресурсам, ноу-хау, стоимость франшизы и пр. В западных странах ценность этого вида активов постоянно растет. К ним за границей также часто причисляют репутационные показатели компании и специфические навыки персонала.
На 50-80% в среднем занижена стоимость государственных предприятий из-за недостаточного понимания ценности
В Великобритании, к примеру, к 2011 г. в развитие нематериальных активов компаний было инвестировано уже больше, чем в материальные: £137,5 млрд против £89,9 млрд. Наибольшие вложения приходятся в этой стране на такие «невидимые» активы, как тренинги персонала, изменение оргструктуры, софт. Запад относит к нематериальным активам еще и гудвилл (разница между рыночной ценой компании и стоимостью ее активов). Этот показатель помогает катализировать в общей цене активов не только собственные достижения в области нематериального, но и хорошую репутацию поглощаемых активов, синергетический эффект.
Не хотим и не умеем
В крупных международных корпорациях нематериальные активы также растут гораздо быстрее материальных. Так, один из важных нематериальных активов Coca-Cola — это секретный рецепт напитка. $ 27,4 млрд активов этой компании (или 29 %) — это нематериальные активы, в числе которых патенты и права на продажу бутылочной франшизы. При этом эта цифра не включает стоимость самого бренда. По доли нематериальных активов Coca-Cola превосходит даже Google, у которого их 16 % в общей структуре активов. Примечательно, что кроме патентов и стоимости разработок технологий, Google отдельной графой указывает, что $ 1,8 млрд — это своеобразный нематериальный актив, который называется «отношения с клиентами».
«В США 25 % экспорта приходится на нематериальные активы, связанные с ИС», — говорит управляющий партнер «Юскутум» Артем Афян. А в Украине, отметил он, налоговое законодательство вынуждает регистрировать и развивать бренды за пределами страны. И ценность их формируется уже за ее пределами. Все сводится к тому, что в Украине попросту нет культуры учета активов-невидимок. Компаниям сложно учитывать объекты ИС и оперировать ими, так как в стране вообще не развита их оценка. «Бизнес платит НДС в расчете от стоимости товара или услуги, по системе роялти мало кто работает», — добавляет эксперт.
Кто зависит от активов-невидимок
В Украине наибольший удельный вес нематериальные активы имеют в финотчетности медиакомпаний: у «Интера» — 25 %, СТБ – 40 %. Это в принципе отражает мировые реалии. Существенная доля активов медиакорпораций не являются материальными. У Walt Disney, например, на них приходится 42 %. Связь заработка и качества нематериальных активов в этой сфере очевидна: собственный контент телеканалов, их сила бренда влияют на рейтинги, а значит, и на рекламные доходы.
Крупнейший телеком-оператор «Киевстар» декларирует в отчетности 2013 г., что нематериальные активы в компании составляют 1,2 млрд грн (10,6 % от общей суммы активов). «Мы всегда щепетильно относились к вопросам интеллектуальной собственности. На нас зарегистрированы десятки объектов, которые мы отслеживаем и охраняем», — говорит директор по регуляторно-правовому обеспечению компании «Киевстар» Андрей Осадчук.
При этом процент нематериальных активов на предприятиях, которые в Украине должны были развивать технологический потенциал, например машиностроительных, является ничтожным. Так, нематериальные активы компании «Мотор Сич» составляют немногим более 1 млн грн, «Турбоатома» — 0,8 млн грн. Это говорит о том, что компании мало внимания уделяют R&D (Reserch and Development), не связанной с их основной деятельностью. Иными словами, разрабатывают, патентуют и продают мало технологических решений.
Юристы-универсалы
В отличие от развитых стран, на большинстве предприятий, особенно государственных, в настоящее время отсутствуют специальные подразделения, ориентированные на менеджмент интеллектуальной собственности (знаний, инноваций, информации), отмечается в проекте стратегии Госслужбы. «Такое положение дел — следствие того, что ИС еще не признана предпринимателями в качестве инструмента, применение которого будет предоставлять конкурентные выгоды и преимущества, а также большие доходы», — пишут эксперты ведомства.
Даже на крупных предприятиях управление интеллектуальной собственностью относится к дополнительным обязанностям одного лица — как правило, юриста. Его деятельность зачастую ограничивается только получением охранных документов, продлением срока их действия, решением споров, подчеркивают аналитики, подготовившие украинскую стратегию в сфере ИС.