В страховую компанию «Эталон» на этой неделе может быть введена временная администрация. «Я пока не могу сказать, какую именно меру воздействия будем применять к этой компании— введем временную администрацию или подпишем с ней план финансового оздоровления. Но если страховщик не погасит задолженность перед клиентами в ближайшее время, комиссия однозначно примет меры», — прокомментировал газете «Капитал» и. о. председателя Нацкомфинуслуг Максим Поляков. По его данным, компания задолжала клиентам миллионы гривен, что в 2014 г. привело к росту жалоб на нее, в том числе и в Нацкомфинуслуг.
Регулятор давно готов подписать с «Эталоном» план финансового оздоровления, но на этот шаг не идет сама компания. «План предусматривает жесткие требования к срокам погашения задолженности. Видимо, страховщик не уверен, что может выполнить эти требования, поэтому не подписывает», — считает Поляков. Крайний срок принятия решения комиссии по «Эталону», по его словам, 1 октября 2014 г. В «Эталоне» сообщили, что принимают меры для стабилизации ситуации. «В частности, в компании принят внутренний план финансовой стабилизации. Сегодня уже ликвидирована задолженность по просроченным обязательствам на сумму более 950 тыс. грн», — подтвердили в пресс-службе «Эталона».
Российский фактор
По объемам премий «Эталон» занимает 54‑е место в рэнкинге Insurаnce TOP. Компания входит в топ-40 страховщиков по туристическому страхованию и ОСАГО. По итогам 2013 г. «Эталоном» было собрано 35 млн грн премий — на четверть меньше, чем в 2012 г. До 2013 г. 41 % акций компании принадлежал заместителю председателя НБУ Якову Смолию, 25 % — Светлане Смолий и еще 25 % — Татьяне Костанецкой. Но в прошлом году они продали компанию, собственником 91 % акций стал российский гражданин Геннадий Дуванов. На рынке страхования России Дуванов хорошо известен— он был одним из учредителей страховой компании «Аско», возглавлял Российский союз страховщиков. После смены собственника в 2013 г. сообщалось о масштабном плане по развитию «Эталона».
$0,5‑1 млн может стоить компания «Эталон»
Но по мнению украинских экспертов, у Дуванова не было финансовой возможности инвестировать необходимые средства в развитие компании, поэтому его называют «техническим» покупателем. «Скорее всего, он заходил в СК как представитель крупного российского капитала, не пожелавшего светиться на начальном этапе. Политическая ситуация в Украине в 2014 г. изменила планы российских олигархов, и Дуванов остался без денег наедине с компанией, остро нуждающейся в докапитализации», — полагает руководитель одной из инвесткомпаний, пожелавший сохранить анонимность. Часть опрошенных «Капиталом» экспертов считают, что Дуванов вернул страховщика бывшим собственникам — Смолиям и Костанецкой — бесплатно. Выяснить это вчера не удалось, но по информации Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка, сегодня акциями «Эталона», как и до продажи Дуванову в 2013 г., владеют три физлица. Двум из них принадлежит по 25 %, одному — 41 % акций.
Продать страховщика
«Эту компанию сегодня не спасет план финансового оздоровления, — уверена гендиректор ассоциации «Страховой бизнес» Людмила Белошицкая. — Ее спасет только покупка и инвестиции новых собственников, потому что страховщику не хватает ликвидных активов». Такого же мнения, видимо, придерживался и российский инвестор, так как продавать «Эталон» Дуванов начал еще в апреле. В июне менеджмент СК, вызванный на ковер за невыплаты и рост количества жалоб в Моторное (транспортное) страховое бюро Украины, сообщил, что сделка по покупке страховщика завершится в июле. Но что‑то пошло не так. «Пока реальные инвесторы к нам не обращались. Приходят с предложениями о покупке какие‑то аферисты», — сокрушается Поляков.
По оценкам экспертов, компания может стоить $ 0,5‑1 млн, если те активы, которые у нее отражены на балансе, соответствуют реальности. «Вряд ли в нынешней экономической ситуации, особенно после введения российских войск на территорию страны, кто‑то захочет вкладывать деньги», — заверяет Белошицкая. Если инвестиций не будет в ближайшее время, то «Эталону», по ее мнению, временная администрация пойдет только на пользу — не позволит вывести из компании оставшиеся активы.