Кабинет министров в ускоренном режиме готовится утвердить постановление, которое позволит начать процесс выдачи 3G-лицензий. Как выяснил «Капитал», в правительстве в понедельник состоялось совещание с представителями министерств и ведомств, которые этот вопрос затронет напрямую.
Первому — 3G, а последним — 4G
«Кабмин предложил новую редакцию постановления. В ней предлагается выставить на конкурс в этом году только одну лицензию 3G. Вторая и третья лицензии будут выданы в течение трех лет (до 2018 г.), по мере освобождения радиочастотных полос военными», — сообщил вчера «Капиталу» глава Национальной комиссии по вопросам регулирования связи и информатизации Александр Животовский. Глава Госспецсвязи Владимир Зверев добавил, что его ведомству также предстоит внести изменения в план радиочастот, чтобы позволить внедрять на будущих лицензиях не только 3G, но и 4G (LTE). По информации «Капитала», единственную лицензию хотят продать за максимальную сумму (только стартовая цена составит 1 млрд грн).
Сегодня начнем
Предыдущая версия решения правительства предполагала одновременную выдачу сразу трех лицензий на 3G, за счет чего планировали привлечь в бюджет 3 млрд грн и собрать на перевооружение военных еще 2 млрд грн. Ее поддержал президент Петр Порошенко, который летом подписал указ о проведении конкурсов до 30 октября. Но замглавы администрации президента Дмитрий Шимкив в понедельник так и не смог убедить Кабмин в целесообразности такого варианта. С учетом того, что конкурс по закону должен быть объявлен за 60 дней до его проведения, НКРСИ уже не успеет выполнить указ президента в срок. «Именно из‑за отсутствия решения Кабмина НКРСИ не может начать процесс. Постановление то выносится, то снимается. Кстати, и военные, и операторы готовы», — написал недавно Шимкив в Facebook.
3 млрд грн планировало привлечь в бюджет правительство от одновременной выдачи сразу трех лицензий на 3G
Несколько собеседников на телеком-рынке сообщили «Капиталу», что правительство собирается принять обновленную редакцию постановления уже сегодня. Это подтверждает информация, полученная «Капиталом» от источников в Генштабе. По их словам, Кабмин дал военным только один день на проработку вопроса.
Военным — дуля
«Кабмин аргументирует свою позицию тем, что в ситуации, когда в конкурсе на одновременную выдачу трех лицензий реальными участниками выступают три оператора, существует риск, что государство недополучит в бюджет максимальный доход от выдачи этих лицензий», — конкретизировал опасения правительства Животовский. Иначе говоря, правительство боится сговора.
Кроме того, по словам Животовского, новая редакция предусматривает финансирование конверсии из бюджета (причем 2015 г. — «Капитал»), а не за счет средств операторов. Напомним, военные уже подготовили расчеты, согласно которым на модернизацию средств связи и освобождение 90 МГц спектра, предназначенного под 3G, им требуется 1,6 млрд грн.
«Нам не важно, сколько лицензий получат коммерческие операторы и в какие сроки, наша задача — обеспечить перевооружение», — сообщил «Капиталу» высокопоставленный собеседник в Генштабе. Минобороны мало устраивает вариант, когда сроки финансирования конверсии сдвигаются на 2015 г., а его источники будут не прямые, а бюджетные (далеко не факт, что в следующем году эти средства найдутся, учитывая экономическое положение государства).
«Кто‑то постоянно манипулирует вопросом конверсии, но мы не можем понять, кто», — добавил источник «Капитала» в Генштабе. По его словам, от проведения перевооружения средств связи зависит дальнейшая работа радиорелейных и радиолокационных станций Минобороны, что в сегодняшних условиях крайне важно.
Ценовая война
За единственную лицензию может развязаться операторская война. «Все три крупнейших оператора мобильной связи — «Киевстар», «МТС-Украина» и «Астелит» (life:)) — являются реальными претендентами на 3G-лицензию. Насколько серьезны намерения «Укртелекома» и «Интертелекома» — это вопрос к ним», — говорит Животовский. Крупные мобильные операторы оценивают вариант с выдачей только одной лицензии крайне негативно. «В таком случае это будет глупейшее действие государства», — отмечает директор по корпоративному управлению и контролю «МТС Украина» Олег Проживальский. По его словам, оно чревато негативными последствиями. Во-первых, оператор, выигравший в конкурсе и потративший существенные деньги на торги, установит заоблачные цены на мобильный интернет для потребителей. Во-вторых, другие игроки, не потратившие таких сумм, будут готовы демпинговать на голосовых услугах в попытках противостоять 3G-конкуренту. И в‑третьих, страна недополучит несколько миллиардов долларов инвестиций в сети 3G. К тому же монополист, по его мнению, вряд ли дотянется до небольших населенных пунктов и сел, поскольку это ему будет уже невыгодно. «Выдача одной лицензии несет определенные риски с точки зрения антимонопольного законодательства», — в этом с операторами согласен Животовский.
«Киевстар» солидарен с МТС. «Провести провозглашенные государством реформы, которые действительно повлияют на рост экономики и номинального ВВП, государство сможет только в том случае, если доступ к 3G-технологии получат все 55 млн украинских абонентов. Речь идет о всех гражданах Украины», — убежден директор по регуляторно-правовому обеспечению «Киевстар» Андрей Осадчук.
Поэтому, по словам Осадчука, его компанию удивляет, что дискуссия о формате проведения реформ опять идет в духе, как отжать у рынка побольше денег сегодня, а не о том, как способствовать его дальнейшему развитию завтра. «Киевстар» ранее заявлял, что готов потратить на доступ к 3G порядка 1 млрд грн, что является, по мнению компании, оправданными затратами при теперешней ситуации на рынке и в экономике страны в целом.
В поисках крайних
Участники рынка склоняются к двум возможным объяснениям действий Кабмина: либо он не отдает себе отчета о последствиях своих решений, либо пляшет под дудку одного игрока. Если будет выдана только одна лицензия, это будет на руку разве что владельцам «Укртелекома» (СКМ — «Капитал»), считают в «Киевстаре». «Такой подход сохранит ценность единственной на сегодняшней день 3G-лицензии, которая монопольно находится в его распоряжении («Тримоб») и позволит сохранить на нее спрос со стороны игроков, оставшихся без новых возможностей развития», — считает Осадчук.
«Странные обвинения. Мы никоим образом не причастны к принятию решения Кабмином», — заверяет председатель «Укртелекома» Александр Баринов. По его словам, логика в намерениях правительства хорошо прослеживается: если есть свободные частоты под одну лицензию, где не нужна конверсия, значит ее и можно выставить на тендер в первую очередь. При этом председатель «Укртелекома» считает, что с целью экономии средств операторов при строительстве сетей можно будет создать консорциум из существующих компаний и развивать единую сеть на базе двух лицензий — той, которая будет выдана (если Кабмин добьется своего), и той, которая уже есть в распоряжении «Тримоба».