Ежегодно Украина тратит полмиллиарда долларов на выплату роялти и других отчислений зарубежным правообладателям. Это в 10 раз больше, чем платят взамен заграничные компании. Как результат — страна перманентно находится «в минусе».
По данным Государственной службы статистики, только в январе-июне текущего года Украина выплатила за рубеж около $ 220 млн, получив обратно лишь $ 27 млн.
Такой результат вполне логичен, ведь украинцы потребляют огромное количество продукта произведенного за пределами страны. Это не только музыка, кино, литература или программное обеспечение. Это также продукты питания, одежда, пресса.
Иностранные бренды осваиваются в Украине
Многие иностранные бренды работают в Украине по схеме франчайзинга: владелец магазина, ресторана или другой точки платит им деньги за использование бренда, доступ к продуктам и технологиям. Это, к примеру, всемирно известные рестораны McDonald’s, журналы Forbes, Vogue, Esquire, магазины Diesel, Mango.
Правда, в этой сфере Украина делает успехи, говорит глава директората Ассоциации франчайзинга Украины Андрей Кривонос. По его оценкам, на украинские бренды приходится 50 % местного рынка франчайзинга, на российские — 25 %, на европейские — 15 %, еще 10 % приходится на другие страны. «Такая картина неестественная для других европейских стран. Обычно 70‑80 % занимают иностранные бренды на рынке франчайзинга. К нам еще не вышли все мировые лидеры франчайзинга», — рассказывает он.
Вместе с тем уже почти 50 украинских брендов вышли за пределы страны. В основном, по словам Кривоноса, идут в Россию, но есть также примеры выхода в Францию, Швейцарию, Польшу. Это компании из индустрии питания — «БургерКлаб» и «Дом кофе», одежды — «Арбер», ювелирных украшений — «Зарина».
Для десятка компаний, по его словам, полигоном развития является Молдова. Но все‑таки основные, как правило, в России. «Выход на рынки СНГ прост с языковой точки зрения, что позволяет компаниям существенно экономить на старте своей международной деятельности», — объясняет Кривонос. По его мнению, статистика не раскрывает полного состояния рынка. «Отчисления, которые попали в отчеты, в основном проходят согласно договоров на использование торговые марок и других зарегистрированных объектов в производственной сфере», — объясняет он.
Умы оседают в офшорах
Согласно отчету Госстата, больше всего денег с начала года Украина выплатила Швейцарии ($ 77 млн), Великобритании ($ 27 млн) и Кипру ($ 26 млн). Но это не означает, что Украина активно используют интеллектуальные разработки этих стран. «Скорее, это говорит о применении украинцами схем минимизации налогообложения», — рассказывает патентный поверенный компании IP Style Мария Ортинская. По ее словам, украинцы предпочитают регистрировать объекты интеллектуальной собственности в офшорах не только из‑за низких налоговых ставок, но и с целью обезопасить себя. «После событий в Крыму многие клиенты начали переживать и спрашивать о возможности регистрации за рубежом», — рассказывает Ортинская.
Регистрация бренда в Швейцарии, по словам Ортинской, позволяет компании также лучше позиционировать себя на международных тендерах, так как законодательство Швейцарии максимально приближено к законодательству Европейского союза. «Многие всемирно известные компании открывают отдельные юрлица в Швейцарии, на которые регистрируют все патенты, торговые марки и другие объекты интеллектуальной собственности», — рассказывает она.
Управляющий партнер адвокатского объединения «Юскутум» Артем Афян считает, что вывести сферу интеллектуальной собственности из офшора можно только с помощью налоговых льгот. «Те $ 20 млн, которые мы получили за полгода — просто смешная сумма. Если Украина введет ставки налога на интеллектуальную собственность даже ниже, чем на Кипре (а там это 3 %), она ничего не потеряет», — считает он.
Из-за несовершенства налогового законодательства, а также недостаточного понимания значимости интеллектуальной собственности, уровень ее капитализации в Украине низок. Как ранее писал «Капитал», по данным Госслужбы по вопросам интеллектуальной собственности, стоимость некоторых украинских компаний по этой причине занижена на 50‑80 %. «Доля нематериальных активов в себестоимости украинской продукции редко превышает 0,5‑1,5 %, что почти в 10‑15 раз меньше по сравнению с ведущими в экономическом отношении странами», — говорится в отчете ведомства. При этом процент нематериальных активов на предприятиях, которые в Украине должны были развивать технологический потенциал, например машиностроительных, является ничтожным. Так, нематериальные активы компании «Мотор Сич» составляют немногим более 1 млн грн, «Турбоатома» — 0,8 млн грн. Это говорит о том, что компании мало внимания уделяют R&D (Reseаrch and Development), не связанной с их основной деятельностью. Иными словами, разрабатывают, патентуют и продают мало технологических решений.
Недолго музыка играла
Украинские организации управления коллективными правами (ОКУ) выплачивают зарубежным музыкантам и исполнителям в 100 раз больше роялти за авторские и смежные права, чем их зарубежные коллеги отправляют обратно в Украину. «Из-за рубежа мы получаем примерно 1 % от той суммы, которую выплачиваем зарубежным музыкантам» — сообщил «Капиталу» директор «Украинского музыкального альянса» (УМА) Павел Калениченко. Схожая ситуация и у других украинских ОКУ.
Назвать точный объем средств, отправленных за рубеж, в организациях затрудняются, поскольку, как утверждают их представители, подсчитать эту сумму очень сложно. По словам председателя наблюдательного совета «Украинской лиги авторских и смежных прав» (УЛАСП) Александра Никина, его организация выплачивает роялти зарубежным исполнителям, но такие проплаты не всегда идут за рубеж. «У всех крупных зарубежных правообладателей есть свои представительства в Украине, кому мы и отдаем деньги, однако идут они за рубеж или нет, мы не можем знать», — отметил он.
Напомним, по оценкам участников рынка, в прошлом году рынок отчислений в аудиовизуальной сфере составил порядка 60 млн. грн. «Как правило, за рубеж отправляется не более 10‑12 % роялти, собранного в Украине. Еще 20 % составляет комиссия организации коллективного управления, которая собрала средства», — рассказал о методе распределения средств экс-директор УЛАСП Николай Сосновский, добавив, что остальные деньги либо перераспределяются между музыкантами, либо оседают на счетах как «нераспределенный доход».
$190 млн Украина потеряла на правах интеллектуальной собственности за полгода
Основной причиной, по которой украинские музыканты получают в разы меньше отчислений от ротации за рубежом, нежели их коллеги в Украине, собеседники издания называют то, что украинская музыка менее востребована там, чем зарубежная в Украине. «Как правило, наши исполнители популярны короткое время, например, их «крутят» после международного конкурса «Евровидение» — говорит Калениченко. В то же время зарубежный контент в Украине зачастую транслируют больше, чем собственно украинский. «Если посмотреть на ротацию композиций на украинском радио и телевидении, то можно сказать что в эфире 18‑30 % украинского продукта, остальной — иностранный контент», — отметил один из собеседников «Капитала». Напомним, что согласно законодательству, контент должен воспроизводиться в соотношении 50 / 50.
Такое кино
Аналогичная ситуация и с авторскими отчислениями и на рынке видеопродукции. Директор ассоциации по управлению аудиовизуальными правами «Арма Украина» Роман Семешко рассказал «Капиталу», что украинские производители кино практически ничего не зарабатывают за рубежом. «Очень мало украинских фильмов, которые показывают в зарубежных кинотеатрах», — отмечает он. Тогда как зарубежных, по его словам, в украинском кинопрокате достаточно много. «Но это не совсем авторские отчисления. Как правило это прямые продажи фильмов», — говорит Семешко.
При этом, стоит отметь, что разрабатывать на контенте за рубежом начинают украинские продакш-студии. «Этот рынок начал развиваться полтора гада назад, когда компания Star Media продала несколько форматов своих программ в Европу», — отмечает руководитель аналитического отдела компании «Медиа Ресурсы Менеджмент» Артем Вакалюк. На сегодня в Украине, по его словам, продано около 10 форматов среди которых программа производства «Студии 95 квартал» «Рассмеши комика», проект Игоря Кондратюка «Караоке на майдане», телешоу «Майданс» (Star Media, телеканал «Интер», «Студии 95 квартал») и другие. По оценкам экспертов, весь рынок продажи форматов в европейские страны составляет около 100 тыс долл. «Опцион на производство формата стоит от нескольким тысяч долларов, но если формат берут в разработку цена выпростает до нескольких десятков тысяч долларов», — говорит Вакалюк.
Среди перспективных направлений, на которых в будущем могли бы зарабатывать украинские обладатели прав, эксперты также называют патенты в алкогольной сфере, сфере энергетики, а также инженерные разработки в ІТ-сфере. На последние, по словам Марии Ортинской, наблюдается растущий спрос со стороны Китая. Она также напоминает, что за украинские разработки в оборонной сфере деньги платит Китай и Казахстан, но сумма этих отчислений не раскрывается.
Кто зарабатывает на отчислениях украинцев?
Антон Цеслик, директор радиостанции
Kiss FM
Как выплачивается роялти в Украине, мне бы тоже хотелось узнать. Я, честно говоря, сомневаюсь, что наши компании, собирающие вознаграждение, кому‑то там что‑то выплачивают. А если и выплачивают, то не всем. В нашем эфире объем зарубежной и украинской музыки примерно одинаковый. При этом мы не знаем, кому и сколько пойдет отчислений. Нашей организации коллективного управления правами мы платим фиксированную ставку, не более 2 % от дохода радиостанции.
Артем Марчевский, директор продакшн-студии «ГОСТ-медиа»
Основными производителями форматных телевизионных программ в Украине являются, собственно, сами телеканалы. Стоит отметить, что зачастую они сами покупают форматы телепрограмм, талант-шоу и других продуктов у иностранных производителей. При этом им изредка удается найти зарубежного покупателя на свой формат. Я бы не сказал, что форматный рынок будет развиваться в Украине, поскольку основные форматы уже давно созданы за рубежом.
Андрей Кривонос, глава директората Ассоциации франчайзинга Украины
Ежегодно количество франчайзеров в Украине, как местных, так и иностранных, возрастает на 15‑20 %. Лидером по количеству франчайзинговых точек среди «иностранцев» следует считать «Форнетти» — свыше 400. Также заслуживают внимания бренды ГК «Спортмастер» — «Спортмастер», «Спортландия», «Коламбия».
Сегмент торговли, особенно одеждой — самый франчайзинговый. Во многих торговых центрах мы можем видеть целые этажи, состоящие из франчайзинговых точек известных, менее известных и только начинающих сетей. В отрасли общественного питания отмечу бренды компании «Росинтер» — Il'Patio, TJI Friday's, «Планета Суши».