Снижение курса гривни по отношению к доллару более чем на 70 % привело к увеличению объема задолженности клиентов по валютным договорам накопительного страхования жизни на 15‑25 %.
«Такие договоры заключаются не на год, а в среднем на 5‑10 лет. Платежи по ним вносятся, как правило, ежегодно. В этом году многие страхователи лайфовых компаний, особенно те, у кого валютные полисы накопительного страхования жизни, задерживают внесение премий. Люди просто не готовы вносить деньги по нынешнему курсу», — объясняет председатель правления страховой компании «Юпитер VIG» Руслан Васютин. По его оценке, сумма задолженности по валютным полисам в первом полугодии этого года выросла на 15 % по сравнению с аналогичным периодом 2013-го.
Валютный беспредел
Исполнительный директор по вопросам операционной деятельности компании Aegon Life Ukraine Нина Гузей считает, что сумма задолженности по итогам трех кварталов может увеличиться и на 25 %. «В нашей компании доля таких полисов не превышает 15 %, поэтому мы не очень пострадали. Но на рынке страхования жизни в целом скачок курса инвалюты отразился негативно», — говорит Гузей.
Даже самые прозорливые страховщики не догадались включить риск такого изменения курса в страховые тарифы на 2014 г. Поэтому заработки компаний снизятся. Но к банкротству это вряд ли приведет. Страховщики все же вынесли урок из кризиса 2008 г. и снизили долю валютных договоров накопительного страхования жизни в своих портфелях. Если до кризиса она достигала в среднем 70‑75 %, то теперь таких полисов не более 30 %.«В нашей компании валютных договоров практически не осталось. Продаем их только VIP-клиентам в очень ограниченном количестве», — говорит главный советник генерального директора «Аска-Жизнь» Валентина Шукатко.
Жизнь в долг
Больше страховщиков от девальвации гривни пострадают их клиенты. Договоры прописаны так, что, как правило, нарушение сроков внесения премий по полисам накопительного страхования жизни приведет к их досрочному расторжению. При этом клиент теряет не только инвестиционный доход, но и сумму взносов за несколько лет. По данным ЛСОУ, в первом полугодии 2014 г. на 64 % выросло общее количество досрочно расторгнутых договоров страхования жизни. Страховщики прогнозируют, что до конца года количество расторгнутых договоров вырастет еще на 30 %. «Причина не только в девальвации гривни, но и в общем состоянии экономики, — говорит Гузей. — Многим нужны хоть какие‑то деньги, чтобы выжить». Она считает, что такая ситуация приведет к сокращению объемов рынка и его концентрации. «Выжить смогут только компании с достаточным запасом финансовой прочности», — прогнозирует Гузей.
30% в портфелях страховщиков жизни занимают валютные договоры накопительного страхования
Это мнение разделяет и Шукатко. При этом она считает, что девальвация нацвалюты и ситуация в зоне АТО для рынка страхования жизни в Украине несут меньше рисков, чем банкротство банковских учреждений. «Полисы страхования жизни продолжают покупать даже в зоне АТО. Поэтому снижение объемов премий на 1‑2 млн грн даже для небольших компаний не смертельно. Но если банки, в которых они хранят резервы, банкротятся и не возвращают депозиты, это приводит к гораздо худшим последствиям», — уверяет Шукатко. К примеру, «Аска-Жизнь» в этом году безуспешно пытается вернуть 5 млн грн из банка «Форум» и около 2 млн грн — из Брокбизнесбанка.