Национальный банк отменил со вчерашнего дня запрет на валютное кредитование бизнеса и физлиц-предпринимателей для последующего использования иностранной валюты на внутреннем рынке. Собственно, запрет действовал всего тринадцать дней. Он появился в результате постановления № 534, которое внесло коррективы в принятое неделей ранее постановление № 515. Этот документ разрешил уполномоченным банкам выдавать кредиты в инвалюте клиентам исключительно для оплаты их внешнеэкономических обязательств. К финучреждениям, пойманным на нарушении этой нормы, Нацбанк грозил применить жесткие меры вплоть до отзыва генеральной лицензии на осуществление валютных операций.
Как объяснили «Капиталу» в пресс-службе НБУ, снятие моратория на валютные кредиты для бизнеса было сделано по просьбе банков, в особенности с иностранным капиталом. «База фондирования банков в инвалюте больше и стабильнее, чем в гривне. Кроме того, у иностранных банков есть валютные кредиты от материнских компаний, которые они не могут возвращать заранее», — объясняет руководитель аналитического департамента ИК SP Advisors Виталий Ваврищук. Без возможности выдавать валютные кредиты способы применения валютной ликвидности ограничены, что банки и захотели исправить.
Таблетки для роста
Это выгодно не только для финансовых учреждений, но и для экономики в целом. Согласно августовскому прогнозу Международного валютного фонда, Украина в 2014 г. столкнется с сокращением реального ВВП на 6,5 % и его ростом на 1 % в 2015 г., если военный конфликт на востоке страны пойдет на спад в ближайшие месяцы. Если же он затянется на более длительный период, то спад может быть еще более глубоким и продолжительным — на 7,3 % в текущем году и на 4,2 % в следующем.
Востребованность кредитов в валюте напрямую зависит от девальвационных ожиданий. Последние сегодня не способствуют формированию долгов в иностранной валюте
Без увеличения кредитования невозможно создать предпосылки для восстановления спроса, а значит, и роста экономики. Согласно опросу, проведенному Нацбанком среди украинских предприятий по итогам II квартала, доля предприятий, планировавших привлекать банковские кредиты в ближайшие месяцы, снизилась с 40,4 % в I квартале до 37,6 % во втором. Больше всего в банковских кредитах нуждаются предприятия перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства, крупные компании, занимающиеся экспортом-импортом.
Бег с препятствиями
Однако эффективность этого решения Нацбанка в качестве катализатора экономики зависит от многих «но» и «если». Прежде всего, востребованность кредитов именно в инвалюте напрямую зависит от девальвационных ожиданий, которые в данный момент не способствуют формированию долгов в иностранной валюте. Согласно опросу НБУ, больше половины предприятий ожидало углубления снижение гривни в ближайший год. При этом лишь 21 % респондентов прогнозировали падение курса ниже отметки 13,50 UAH / USD, что уже и произошло в августе. А значит, обвал курса в последний месяц лета застал врасплох восемь из десяти украинских компаний. Среди населения (а значит, и физлиц-предпринимателей) опасения дальнейшего обесценивания гривни также усиливаются. По итогам августа индекс девальвационных ожиданий, который GfK Ukraine рассчитывает по шкале от 0 до 200 пунктов на основе опроса, подскочил до 147,8 пунктов с 116,5 в июне и 125,7 в июле.
Из-за отсутствия уверенности в том, что курс, по которому придется отдавать кредит, не будет существенно отличаться от того, по которому он был привлечен, в июне на получение кредита в инвалюте было настроено лишь 14 % украинских предприятий, и то — в основном крупных или занимающихся экспортно-импортной деятельностью. В итоге валютное кредитование бизнеса сейчас отсутствует. В январе-июле портфель валютных кредитов только юрлиц в долларовом эквиваленте сократился на 6,2 %. По словам Ваврищука, сейчас компании привлекают валютные кредиты лишь в том случае, когда остро нуждаются в пополнении оборотного капитала, а у банка в этот момент нет гривневой ликвидности. Таким образом, снятие запрета на валютное кредитование бизнеса будет иметь позитивный эффект на экономику лишь в случае стабилизации политической ситуации и курса. «За месяц-полтора стабильности спрос бизнеса на валютные кредиты снова начнет увеличиваться», — отмечает Ваврищук.