Министерство инфраструктуры и Государственная авиационная служба по‑прежнему не могут поделить контроль над авиарынком. Госавиаслужба не будет оформлять документы о праве на эксплуатацию направлений, которые комиссия выдала 9 октября, сообщил «Капиталу» председатель ведомства Денис Антонюк.
Комиссия, выдающая направления, состоит из чиновников Мининфраструктуры и Госавиаслужбы. Согласно действующему законодательству, эти назначения должны быть утверждены Мининфраструктуры, а затем в течение пяти дней оформлены Госавиаслужбой.
21 октября Мининфраструктуры утвердило своим приказом решение комиссии о выдаче направлений авиакомпаниям «Урга», Wizz Air Ukraine, Windrose Airlines, YanAir, Dart, «Авиалинии Харькова», «ЮТэйр-Украина».
Долгая дорога
Последние три месяца процедура выдачи новых назначений была заблокирована. В середине лета Мининфраструктуры своим приказом утвердило решение комиссии, среди прочего, об урезании частот полетов МАУ по двум направлениям: Киев — Стамбул (с 16 еженедельных рейсов до 14) и Одесса — Тель-Авив (с 7 до 5). Освободившиеся частоты отдали Atlasjet Ukraine. Однако Госавиаслужба, руководит которой выходец из МАУ, отказалась оформлять направления Atlasjet Ukraine. Позже МАУ обратилась с иском в суд к Мининфраструктуры с требованием вернуть частоты. В рамках этого процесса Окружной административный суд Киева временно запретил международные полеты Atlasjet Ukraine.
29 августа заседание комиссии вообще было сорвано из‑за отсутствия представителей Госавиаслужбы. Примерно в то же время Госпредпринимательства, возглавляемая Михаилом Бродским, потребовала от Мининфраструктуры отменить действующий порядок выдачи прав на эксплуатацию воздушных линий, который принят в 2013 г. и на основании которого работает совместная комиссия. Как пояснял «Капиталу» первый заместитель председателя Госпредпринимательства Александр Потимков, в ведомство обратилась с жалобой авиакомпания МАУ, которая посчитала, что документ противоречит нормам законодательства. Надежда на разблокирование работы комиссии появилась после того, как Министерство экономического развития и торговли удовлетворило жалобу Мининфраструктуры на требование Госпредпринимательства. Другими словами, признало действующим порядок выдачи маршрутов, принятый в 2013 г.
9 октября заседание комиссии наконец‑то состоялось и были распределены новые назначения.
Твердая позиция
В авиационном законодательстве существует коллизия, которая позволяет каждой из сторон — Мининфраструктуры и Госавиаслужбы — считать себя правой и трактовать существующий порядок на свое усмотрение. Согласно Воздушному кодексу и действующему положению о Госавиаслужбе, именно Госавиаслужба, а не Мининфраструктуры принимает решения о предоставлении прав на эксплуатацию воздушных линий авиаперевозчикам, говорит старший юрист юрбюро «ECOVIS Бондарь и Бондарь» Юлия Дмитриева. Но существует порядок выдачи направлений, утвержденный Мининфраструктуры, напоминает старший юрист юрфирмы Marchenko Danevych Андрей Гук. И согласно ему, выдает направление не Госавиаслужба, а комиссия.
5 дней дается Госавиаслужбе на оформление документа о праве на эксплуатацию авиамаршрута
Сейчас авиационный рынок и так находится в очень сложной ситуации, но когда идут разногласия между регуляторами, это очень негативно сказывается на авиаперевозчиках, считает эксперт по вопросам транспорта Александр Кава. По данным Госавиаслужбы, пассажиропоток за январь-сентябрь 2014 г. составил 8,5 млн человек, что на 27 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Впрочем, сами игроки пока еще надеются на благоразумие чиновников. «Мы считаем, что госорганы выполняют свои обязанности согласно правилам и закону и мы получим необходимое разрешение во время, указанное законом», — сказал генеральный директор Wizz Air Ukraine Акош Буш.