Украинский рынок крепкого алкоголя поляризуется. Девальвация гривни привела к падению покупательной способности населения и переориентации массового спроса на дешевую продукцию. Это ударило в первую очередь по импортерам — подорожавший алкоголь отпугивал покупателей. Сложное положение поставщиков усугубили ограничения Национального банка по оплате импорта и дефицит валюты. Около месяца импортеры работали на запасах. 3 ноября регулятор отменил ограничения, но для импортеров это уже слишком поздно: многие из них не успеют поставить алкоголь на полки магазинов до новогодних праздников.
Сложности импортеров сыграли на руку отечественным изготовителям алкоголя. Производство водки — лидера по потреблению — не только прекратило падение, но и показало по итогам девяти месяцев небольшой прирост — 0,3 %, до 15,94 млн дал. При этом винодельческие предприятия за этот период сократили производство.
На 30% сократились поставки импортного алкоголя за десять месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
Участники рынка прогнозируют, что переформатирование алкогольного рынка продолжится. Импортеры будут менять ассортимент в пользу менее дорогих, но эксклюзивных брендов. Именно такое сочетание позволит им добиться выгодных условий сотрудничества с ритейлерами в процессе торгов за полки магазинов. Элитные виски, ром и прочие статусные напитки, на которые импортеры делали ставку ранее, в силу перераспределения спроса останутся привилегией очень узкого круга потребителей.
Украинские бренды будут выигрывать за счет своей дешевизны. Правда, пока эта тенденция не коснулась винодельческой отрасли. После аннексии Крыма Украина потеряла более половины виноградников. Переехавшие на материк виноделы еще не успели прийти в себя и восстановить былые объемы производства. Их слабостью пользуются молдавские и грузинские коллеги, чья продукция уверенно конкурирует с украинской по цене.
производство
Развивать легальное производство алкоголя мешают война и контрафакт
Регуляторные барьеры мешают работать украинским производителями алкоголя. «Состояние алкогольной отрасли постепенно стабилизируется», — рассказывает руководитель департамента маркетинга холдинга Global Spirits (торговые марки «Хортиця», «Мороша», «Первак», «Шустов») Александр Блохин. Однако восстановить возможно пока далеко не все алкогольные сегменты. В частности, по данным Государственной службы статистики, положительная динамика пока наблюдается только в производстве водки (занимает около 50 % в структуре продаж): объем ее производства вырос на 0,3 % — до 15,94 млн дал — за девять месяцев 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Данные подсчитаны без учета Севастополя и временно оккупированной территории Автономной Республики Крым. До этого производство водки стабильно падало — в январе-сентябре 2013 г. Госстат зафиксировал сокращение на 19,5 % по сравнению с первыми девятью месяцами 2012 г.
Подобными успехами не могут похвастаться изготовители алкогольных напитков, которые больше других пострадали от аннексии Крыма. Например, производство коньяков просело на 10,2 %, до 1,61 млн дал, а виноградных вин — на 2,7 %, до 4,29 млн дал. Эти напитки зачастую дороже водки, а покупатель сейчас предпочитает экономить, поясняют эксперты.
Сомнительные новшества
Сдерживает динамику развития отрасли внедрение законодательных изменений, количество которых за девять месяцев побило все рекорды. «На фоне общего снижения покупательной способности производители алкоголя пережили неоднократное повышение ставок акцизного налога, удорожание сырья и комплектующих», — вспоминает Блохин. Напомним, с начала года рынок трижды пережил повышение ставок акцизного налога, дважды повышалась минимальная розничная цена на водку.
В результате уровень тенизации алкогольного рынка достиг 30 %, говорит председатель совета директоров компании Nemiroff Яков Грибов. «В рознице водка продается в среднем по 40‑45 грн. Но есть и более дешевые аналоги, по сути контрафакт, с похожими на настоящие акцизными марками», — подтверждает директор по маркетингу компании Eastern Beverfge Trading Сергей Колесниченко.
Коньячная беда
Самое ощутимый удар был нанесен производителям коньяка. Отмена нормы содержания отечественных спиртов в украинском коньяке поставила отечественных производителей в равные условия с компаниями-ботлерами. «Вопреки здравому смыслу примитивное ботлерство — розлив по бутылкам закупленных импортных спиртов в соединении с водой и колером — закрепили на законодательном уровне», — сокрушается Блохин. Результаты этого нововведения могут быть плачевными и необратимыми, убежден генеральный директор ассоциации «Укрвинпром» Владимир Кучеренко. Во-первых, в стране полностью исчезнет потребность в собственных виноматериалах, а во‑вторых, вместо развития украинского производства коньяков инвестиции будут уходить на развитие виноградарства стран — импортеров сырья. «В результате сильная коньячная отрасль, производство настоящего коньяка в Украине могут просто исчезнуть», — предупреждает директор ассоциации «Виноградари и виноделы Украины» Сергей Михайлечко.
Сложности восстановления
Восстановить объемы производства до докризисного уровня будет очень непросто. «В абсолютном выражении рынок не восстановится. Это возможно только в случае правильного регулирования», — уверяет Грибов. По его словам, необходимо найти баланс между аппетитами государства, качеством производимой продукции и покупательной способностью населения. Лишь когда все стороны прислушаются друг к другу, рынок сможет работать системно.
Михайлечко уверен, что объемы производства винодельческой продукции и далее будут снижаться под давлением импорта. Но директор консалтинговой компании CEC-Ukraine Александра Ленгауера считает, что дальнейшая девальвация позволит украинским игрокам удержать рынок за счет низких цен.
импорт
Девальвация оттолкнула покупателей от импортного алкоголя
Импорт алкоголя в Украину за десять месяцев сократился на 30 % — до 17 млн л — в пересчете на 100 % спирт по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таковы предварительные данные Государственной фискальной службы, сообщил «Капиталу» директор по импорту одного из крупнейших алкогольных импортеров «Винфорт» Павел Глазов. Подтверждает его слова и директор дистрибьюторской компании «Витис Групп» Сергей Мазур. «Во‑первых, сейчас импортное вино не пользуется большим спросом из‑за дороговизны. Во‑вторых, завозить его было до прошлого понедельника довольно сложно, работали на запасах», — поясняет он.
Отметим, не все импортеры зафиксировали падение продаж. «Мы не уменьшили объемы поставок, поскольку в этом году подписали контракт с французским производителем элитного алкоголя Moët Hennessy (группа LVMH), а до конца года планируем долю нарастить», — рассказывает генеральный директор компании «Баядера Групп» (входит в «Баядера Холдинг». — «Капитал») Сергей Величко.
Импортные недомогания
Сложности с ввозом импортного алкоголя связаны прежде всего с нестабильностью украинского валютного рынка. На протяжении года импортеры несколько раз сталкивались с ограничениями Национального банка на покупку валюты, которое действовало с конца сентября до 3 ноября. Регулятор запретил рассчитываться валютой за товары, если они не завезены на территорию Украины, и за импорт, поставленный более 180 дней назад. Постановление должно было действовать до 2 декабря, но под давлением импортеров регулятор пошел на попятную. «Нам бы еще запретили рассрочку и предоплату, можно было бы бизнес закрывать. И так с некоторыми партнерами уже за месяц пришлось расторгнуть контракты», — говорит Мазур.
Многих игроков напугало июльское намерение Министерства экономического развития и торговли приостановить импорт шести крупнейших компаний — «Баядера-Импорт», «Винфорт», «Бюро Вин», «Арда-Трейдинг», «Фрутлайн Плюс» (занимается поставками овощей и фруктов) и «Аквавит» (родственная «Арда-Трейдингу» структура). Причина — заявление Службы безопасности Украины, что компании нарушают нормы Налогового кодекса. Согласно законодательству, импортер может приобрести акцизные марки, но клеить их может только производитель. СБУ установила, что марки часто передавались посредникам. Запретная мера была заменена на индивидуальное лицензирование каждой партии продукции. Но и этот вариант не устроил импортеров. Оформление одного разрешения на ввоз партии товаров занимает 5‑15 дней, а партий бывает сотни. Кроме того, импортерам нужно оплатить дополнительный налог — 0,2 % от стоимости каждой партии. Однако после нескольких недель противостояния профучастники смогли доказать, что уплатили все налоги. Минэкономразвития прислушалось к их доводам и отказалось от намерения остановки импорта. Эта мера действовала лишь несколько дней.
Свой отпечаток на работу импортеров наложила и девальвация национальной валюты. Иностранный алкоголь с начала года подорожал почти вдвое, отметил Мазур. «Искусственно созданные преграды в работе импортеров больно ударили по рынку», — сокрушается совладелец «Бюро Вин» (завозит алкогольные напитки и управляет сетью супермаркетов Good Wine. — «Капитал») Дмитрий Крымский.
Ставка на эксклюзивность
Отмена валютных ограничений не спасет продажи импортеров. Последний резкий скачок доллара приведет к очередному витку удорожания зарубежного алкоголя. По словам Мазура, за последние месяцы спрос на импортный алкоголь очень изменился. «Ранее в тренде были напитки стоимостью от 250 грн. Сейчас их цена выше. Поэтому мы везем более дешевую продукцию — в пределах 100‑150 грн за бутылку», — пояснил собеседник издания. Но дефицита импортного алкоголя, в том числе элитного, не будет. «У нас достаточные запасы, не думаю что возникнет дефицит», — уверяет Глазов.
Совладелец продовольственной сети «Фуршет» Игорь Баленко говорит, что массовых поставок зарубежного алкоголя на полки магазинов стоит ожидать в середине декабря — когда продукция уже будет у оптовиков-импортеров.
Могут возникнуть сложности с входом в сети. В сложившейся экономической ситуации поставщики, которые не предложат скидки, могут пострадать — ритейлеры обратят внимание только на выгодные предложения, считает Баленко. Соглашается с ним и владелец торгово-развлекательных центров «Магелан» Анатолий Юркевич. «Когда экономическая ситуация бьет по всем фронтам и спрос падает, мы будем искать выгоду прежде всего для себя», — признается он. Поэтому попасть на полки в магазины будет очень сложно, но поставщикам эксклюзивных брендов это не грозит, уверен Глазов.