Телекоммуникационные сервисы, которые предоставляются поверх сети провайдера (Over the Top, OTT) и способны заменить традиционное телевидение и телефонию, становятся в Украине массовыми. Сейчас их используют уже более половины интернет-абонентов в стране (53 %), говорится в исследовании международной компании Ericsson.
Богатые тоже платят
Наиболее популярные — это социальные сети, электронная почта и просмотр видео, их активно (более пяти раз в день) используют около 19 % интернет пользователей. Еще 6 % аудитории уанета ежедневно совершает голосовые и видео-звонки, а также отправляет сообщения с помощью программ Skype, What’s up, Google Talk и их аналогов.
Как утверждают исследователи, пользователи уже готовы платить за потребляемый в рамках этих сервисов контент до 40 % от суммы, которую сейчас ежемесячно платят своему оператору связи. Примечательно, что чем выше операторский счет абонента, тем больше он готов отдать за контент.
К примеру те, кто ежемесячно платит своему оператору 79 грн (это в два раза больше, чем средний доход от одного абонента мобильных операторов Украины), около 30 грн дополнительно тратят на покупку приложений и контент. А те, кто тратит на связь 51 грн, готовы платить за приложения и контент только 11 грн и OTT-сервисами пользуются по минимуму.
Деньги и видео
Базовый функционал большинства популярных OTT-сервисов бесплатен. Плата взимается только за дополнительные возможности (например, платные подписки на каналы YouTube). Поэтому аудитория таких сервисов в Украине — до 70 % пользователей интернета. Но платный функционал используют единицы. «Если пользователь говорит, что готов платить, это еще не означает, что он заплатит в ближайшем будущем», — говорит маркетинг-директор видеосервиса Megogo Иван Шестаков. Наиболее действенными моделями работы платных ОТТ-сервисов в Украине сейчас являются рекламная, когда пользователь просматривает рекламу, вместо того чтобы платить за контент, и смешанная. Megogo, который является крупнейшим в СНГ видеосервисом, посещают около 3,5 млн людей каждый день. Хотя только 5 % из них так или иначе платят за контент, сообщил Шестаков. По его словам, две трети платежей идет через Smart TV.
Как утверждают исследователи, пользователи уже готовы платить за потребляемый в рамках этих сервисов контент до 40 % от суммы, которую сейчас ежемесячно платят своему оператору связи
Еще один украинский видеосервис Oll.tv, предоставляемый компанией Digital Screens (входит в «Медиа группа Украина»), решил, наоборот, обратиться к «большим экранам», заключив договоры с «Укртелекомом» и телекоммуникационной группой Vega и еще несколькими провайдерами. Теперь своим абонентам они предлагают Oll.tv в качестве альтернативы интерактивному цифровому ТВ (IPTV). По словам руководителей Oll.tv, аудитория этого сервиса сейчас составляет 7 тыс. человек. Вскоре сервис планирует начать крупную рекламную кампанию на телевидении и представить зрителям новый контент. Вчера международная сеть Discovery Networks объявила о долгосрочном соглашении с Digital Screens, в рамках которого будут показывать каналы Discovery Channel, Animal Planet, TLC и ID Xtra.
Развитием OTT-сервисов в этом году в Украине также занялась компания Google, которая в течение года представила сразу три сервиса на базе магазина Google Play: продажу музыки, книг и видео.
На новой скорости
Развитие ОТТ в Украине искусственно сдерживается отсутствием технологий связи новых поколений. Поскольку пользователи смартфонов — наиболее активная и платежеспособная аудитория, выдача лицензий на 3G-связь могла бы увеличить потребление «тяжелого» контента такими абонентами.
По данным Ericsson, наибольшее число активных пользователей OTT-сервисов (57 %) — среди владельцев устройств Apple (планшеты iPad, смартфоны iPhone). По словам Шестакова, эта аудитория и платит чаще. «По нашей статистике, пользователи Android платят в разы менее охотно, чем пользователи iOS-устройств. Тех, кто платит через веб, — еще на порядок меньше», — отмечает Шестаков. Напомним, в сетях украинских мобильных операторов уже около 12 млн смартфонов.