Министерство энергетики и угольной промышленности распорядилось остановить производственную и финансово-хозяйственную деятельность находящихся в его подчинении 252 предприятий, которые расположены на территории непризнанных Донецкой и Луганской народных республик. Эксперты считают этот документ запоздалой попыткой де-юре формализовать ситуацию, сложившуюся де-факто: он никоим образом не решает, что же будет с предприятиями, которые украинская власть и так пока не может контролировать. Зато руководство ЛНР уже поспешило заявить, что берет эти шахты под свой контроль.
Стоп махина!
Минэнергоугля в своем приказе отмечает, что приняло его во исполнение решения Совета национальной безопасности и обороны от 14 ноября «О безотлагательных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации в Донецкой и Луганской областях» и постановления Кабинета министров от 7 ноября «Некоторые вопросы финансирования бюджетных учреждений, осуществления социальных выплат населению и предоставления финансовой поддержки отдельным предприятиям и организациям Донецкой и Луганской областей». Согласно постановлению, господдержка может осуществляться только в отношении тех предприятий угольной отрасли, которые зарегистрированы и ведут деятельность на контролируемой украинскими властями территории.
Поэтому Минэнергоугля распорядилось с 28 ноября прекратить производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятий и поручило их руководителям подать предложения по перемещению предприятий в населенные пункты, контролируемые украинскими властями, и эвакуации сотрудников, имущества и документов.
И что дальше?
Министерский приказ вызвал недоумение у опрошенных «Капиталом» участников рынка и экспертов. «С точки зрения формы я согласен, что такой документ имеет право на жизнь. Но как это реализовать на практике? Шахтеров оттуда вместе с угольными пластами вывозить?» — недоумевает руководитель одной из угольных компаний, попадающих под действие приказа, который попросил не называть его имени.
По словам главы Независимого профсоюза горняков Михаила Волынца, изданный Минэнергоугля приказ — нужный документ, но конкретики в нем не хватает. В частности, не ясно, куда перемещать документы и ценности с шахт, деятельность которых министерство распорядилось остановить... Некоторые вопросы и вовсе непонятно как решать, говорит Волынец. И приводит в пример Донецкую угольную энергетическую компанию (ДУЭК), которая оказалась на оккупированной территории, но при этом одна из ее шахт — «Южнодонбасская № 3» — находится под контролем украинских властей. Чтобы эта шахта могла вести полноценную хоздеятельность, ее нужно зарегистрировать как отдельное юрлицо. Однако директор ДУЭК «по совместительству» является министром угольной промышленности ДНР и, естественно, не торопится согласовывать документы, без которых регистрационная служба Минюста не может зарегистрировать шахту отдельным юрлицом.
В то же время директор угольной компании (слова которого приводились выше) считает, что этот приказ — не более чем образцовый пример бюрократической казуистики. СНБО и Кабмин приняли некие решения, которые требовали каких‑то действий от Минэнергоугля, вот последнее и подсуетилось. «Реальные действия на основании такого приказа невозможны», — полагает собеседник издания.
Чемодан без ручки
Более половины из упомянутых 252 предприятий уже и так не работают. По 102 объектам принято решение о ликвидации, по 19 — о реорганизации. В отношении 28 возбуждено дело о банкротстве. При этом, по словам замминистра энергетики Юрия Зюкова, государственных шахт в украинской юрисдикции осталось 37, а под контролем ДНР и ЛНР — 53. Госшахты, оказавшиеся сейчас на территории непризнанных республик, обеспечивали примерно треть общего объема добычи угля в Украине.
Примечательно, что финансирование госшахт на захваченных боевиками территориях, было остановлено еще с 1 сентября (государство дотировало угледобычу, покрывая часть себестоимости). Это позволило украинскому правительству сэкономить: ежемесячный объем дотаций по сравнению с первым полугодием сократился втрое — примерно до 350 млн грн. В итоге из запланированных на январь-октябрь дотаций в объеме 10,3 млрд грн реально угольным предприятиям было перечислено только 8,3 млрд грн.