Один из крупнейших операторов, работающих на украинском и российском рынках выездного туризма, Anex Tour оптимизирует бизнес-модель. Компания планирует заняться авиаперевозками, сообщил «Капиталу» собственник Anex Tour Серхат Кочкар. «Мы рассматриваем или покупку авиакомпании, или создание собственной структуры», — уточнил он.
Предметом покупки может стать украинское подразделение российской авиакомпании «ЮТэйр».
Вслед за коллегами
За планами туроператора Anex Tour по созданию своей авиакомпании или покупки уже действующей стоит желание обезопасить свой бизнес от проблем у перевозчика, у которого туроператор заказывает услуги по чартерной перевозке туристов, поясняет Кочкар.
Создание авиаподразделения не является уникальным для рынка туризма. Классический пример — туристический концерн TUI, в который входит несколько авиакомпаний. Эту практику на украинском рынке туроператоры стали внедрять не так давно. В 2013 г. туроператор Pegas Touristik купил авиакомпанию «Авиалинии Харькова» у «Нью Системс АМ», которая входит в инвестиционную группу DCH.
Эксперт авиарынка Евгений Хайнацкий говорит, что от этой сделки Pegas Touristik выиграл в двух аспектах. Туроператор, получив доступ к полному операционному управлению авиакомпании, смог, к примеру, формировать более удобное расписание полетов и самостоятельно контролировать утилизацию флота (общий налет часов по каждому воздушному судну). «От этого показателя зависит стоимость летного часа», — поясняет эксперт. Он добавил, что туроператор стал контролировать расходы авиакомпании на перелеты, поэтому себестоимость кресел у них ниже, чем у классических конкурентов на линии.
Туманные переговоры
Предметом покупки может стать украинское подразделение российской авиакомпании «ЮТэйр», сообщили «Капиталу» четыре источника на рынке: три менеджера различных авиакомпаний, а также сотрудник одного из украинских туроператоров. Эта компания имеет четыре самолета в лизинге и занимается чартерными перевозками. Переговоры находились в активной фазе, уточнил один из собеседников, но затормозились после появлении информации о новых правилах выдачи авианаправлений. Кроме того, участники сделки опасаются обнародования информации о переговорах из‑за возможного деструктивного вмешательства в процесс конкурирующих авиакомпаний, продолжает собеседник. Разговоры о том, что Anex Tour покупает «ЮТэйр-Украина» идут уже несколько месяцев, но на какой стадии сейчас находятся переговоры, сложно сказать, отметил Хайнацкий.
4 авиакомпании ищут нового владельца
Обе стороны опровергают факт переговоров. «Это абсолютно надуманные фантазии… Это вбросы, которые подрывают имидж компании… Если люди не говорят свои фамилии, значит боятся ответственности», — уверяет генеральный директор «ЮТэйр-Украина» Анатолий Бенца.
Большой выбор
Сейчас создавать новую авиакомпанию в Украине рискованно, считает директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. «В обсуждаемых новых правилах получения разрешений на выполнение международных рейсов условия получения новых чартеров усложнены», — поясняет эксперт. По оценкам консультанта по вопросам авиационного лизинга Елены Новицкой, сроки создания новой авиакомпании могут составить как минимум полгода, а для инвестиций необходимо несколько миллионов долларов. Покупка авиакомпании обойдется дешевле, уверяют эксперты. По словам Ланецкого, сейчас выставлено на продажу четыре украинские авиакомпании. Но он отказался озвучить названия.
Директор центра туристической информации Владимир Царук полагает, что сегодня, когда рынок на спаде, туроператору будет сложно загрузить свои самолеты заказами, поэтому Anex Tour, может, и нет смысла покупать или создавать отдельную авиакомпанию в Украине. По его мнению, разумнее присмотреться к России, где рынок больше.