Национальный банк отрицает неконтролируемый объем эмиссии гривни в 2014 г. Вчера регулятор сообщил, что монетарная база с начала года выросла на 23,4 млрд грн (7,6 %), составив в общей сложности 330,5 млрд грн. Ранее некоторые экономисты заявляли о том, что реальная эмиссия достигла за год объема 200 млрд грн. НБУ, ссылаясь на показатель прироста монетарной базы, который является одним из индикаторов эмиссии, опровергает эти цифры.
«Процедура эмиссии денег в Украине строго регламентирована. Она происходит исключительно в безналичной форме путем зачисления соответствующей суммы на корреспондентские счета банков в НБУ. И наоборот, когда деньги изымаются из обращения, соответствующая сумма списывается с этих счетов», — сказано в сообщении Нацбанка. Впрочем, о факторах, свидетельствующих о гораздо более существенной эмиссии, Нацбанк все же предпочел умолчать.
Включить печать
Показатель монетарной базы не в полной мере отражает реальную ситуацию с эмиссией. Никакой денежный агрегат не даст полного представления о масштабах эмиссии гривни. «Денежные агрегаты не отражают ситуацию на рынке. Эмиссия может полностью пойти на валютный рынок — что у нас и произошло. А может пойти на депозиты в банки. Исходя из этого при равных объемах эмиссии мы можем получить совершенно разные показатели», — говорит первый зампред правления банка «Контракт» Павел Крапивин.
Оперируя статистикой по денежной базе, Нацбанк не говорит об объемах выкупа им облигаций внутреннего государственного займа. С начала года объем ОВГЗ в его портфеле вырос на 139,9 млрд грн (см. график). Это больше, чем в 2013 г., когда регулятор накопил облигаций на 41,4 млрд грн (в 2012 г. — на 21,2 млрд грн). Объемы выкупленных бумаг в 2014 г. — не что иное, как скрытая эмиссия, говорят опрошенные эксперты. «С одной стороны, банки тратят живую гривню, чтобы купить ОВГЗ, с другой — получают под них рефинансирование, что есть чистой воды эмиссия. При этом деньги от продажи ОВГЗ Минфин пускает на финансирование расходов бюджета», — объясняет Крапивин.
Значительная часть средств, полученных правительством от НБУ за ОВГЗ, пошла на нужны Пенсионного фонда. Однако львиную долю получила НАК «Нафтогаз» для расчета по долгам и оплаты газа, говорит экономист Андрей Блинов. Еще в конце апреля МВФ, утвердив программу сотрудничества с Украиной, разрешил правительству выпустить облигации для капитализации «Нафтогаза», а НБУ — приобрести их на сумму 23,662 млрд грн. Позже «Нафтогаз» получил разрешение купить у Нацбанка из резервов $ 2,16 млрд для погашения долга перед «Газпромом». В итоге НБУ получил обратно гривню от «Нафтогаза», за которую он сам выкупал у Минфина облигации. В результате этого замкнутого круга и происходит давление на гривню: валюты становится меньше, а объемы гривни растут.
Кроме того, необходимо печатать деньги и для Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ), под контроль которого с начала года попал уже 31 банк. Чтобы помочь с выплатами вкладчикам, Минфин должен выпустить ОВГЗ на 10,1 млрд грн. Поддерживает фонд и Нацбанк напрямую — регулятор намерен предоставить ФГВФЛ кредит на сумму еще около 6 млрд грн. И это притом что фонд уже получил 4,8 млрд грн от НБУ.
Эффект дежавю
Прибегнуть к эмиссии НБУ также был вынужден в связи со спросом на гривню среди населения. Как отметил старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь, это вызвано большим оттоком депозитов из банков. За десять месяцев вкладчики забрали из финучреждений 53 млрд грн. Чтобы поддержать ликвидность банков, НБУ был вынужден выдавать большие объемы рефинансирования. Поэтому не удивительно, что с начала года в стране вырос объем наличности на 44 млрд грн.
Впрочем, вариантов, кроме как включать печатный станок, у Нацбанка по большому счету не было. При этом, помимо банков, регулятору, несмотря на его независимый статус, приходится спасать еще и правительство. Отметим, в первом полугодии НБУ напрямую перечислил в госбюджет почти годовой план регулярных отчислений за счет своих доходов за предыдущий год. За десять месяцев вклад Нацбанка для покрытия дефицита госбюджета достиг 22,8 млрд грн. Но при этом доход НБУ в 2013 г. составил всего 11,9 млрд грн. Следовательно все, что свыше этой суммы, ему пришлось допечатать.
«Бюджет недовыполняется на 20‑30 млрд грн, не считая изначально запланированного дефицита. Взять эти средства неоткуда, кроме продолжения активной эмиссии», — пишут аналитики CASE Ukraine в своем отчете.
При этом они напоминают: в текущих условиях печатание нацвалюты очень опасно и может легко привести к еще одному девальвационному витку.