Фінанси

автострахование

Задний ход. Страховщики отказываются от обязательного участия в исполнении военно-транспортного долга

Страховщики отказываются от "военного" каско
У украинцев заберут авто в зону АТО на их страх и риск
Фото: Reuters

Страховщики выступили против введения обязательного страхования транспорта граждан и предприятий, изъятого государством для исполнения военно-транспортного долга. Об этом «Капиталу» сообщили в Нацкомфинуслуг. «Введение страхования рисков, связанных с возмещением вреда за ущерб, нанесенный центральным и местным органам исполнительной власти, другим государственным органам, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам Украины в результате исполнения ими военно-транспортного долга по мобилизации — экономически неэффективное средство и не может стать действенным механизмом защиты», — считают в Нацкомфинуслуг.

Дан приказ

Предложить варианты страхования регулятора страхового рынка попросило Министерство обороны в рамках подготовки проекта постановления Кабинета министров «О внесении изменений в Положение о военно-транспортном долге». Положение было принято еще в 2000 г., но опубликовано только в 2008‑м — после снятия грифа, ограничивающего возможность обнародования.

В нынешней ситуации постановление нуждается в изменении для более четкого определения порядка выполнения военно-транспортного долга предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами — владельцами транспорта. «Реализация проекта постановления Кабинета министров Украины «О внесении изменений в положение о военно-транспортном долге» обеспечит выполнение мероприятий по учету, подготовке к передаче и самой передаче транспортных средств и техники предприятий, учреждений, организаций, а также граждан — владельцев транспортных средств для гарантированного и своевременного доукомплектования Вооруженных сил Украины и других военных формирований в особый период, возмещение владельцам вреда, причиненного транспортным средствам и технике в результате их привлечения по мобилизации, в том числе и имущественного ущерба за уничтоженные транспортные средства и технику», — говорится в пояснительной записке к проекту постановления.

В страхе — смысл

Возмещать ущерб, причиненный мобилизованному транспорту, правительство предлагает страховым компаниям. Но последние к этому оказались не готовы. «Страховщики войну в войну не страхуют из‑за высокой вероятности наступления страхового случая и отсутствия случайности его наступления, что является основным признаком страхового риска», — объясняет президент Лиги страховых организаций Украины Александр Залетов. По его словам, за рубежом во время военных действий включаются специальные госпрограммы компенсаций, по которым средства на возмещение потерь от войны выделяются целевым образом правительством, без участия страховщиков.

232 тыс. полисов каско продали страховщики Украины за 9 месяцев 2014 г.

Это мнение разделяют и в Нацкомфинуслуг. «Страховые премии в регионах проведения АТО могут быть, во‑первых, слишком обременительными для страхователей, в результате чего страхование не обеспечит эффективную защиту владельцев транспорта. Во-вторых, страхование является прежде всего хозяйственной деятельностью, и защита указанных рисков должна быть интересной страховщику с точки зрения бизнеса», — говорится в сообщении пресс-сужбы комиссии. Что касается введения обязательного государственного страхования таких рисков, то, по мнению регулятора, у страховщиков нет ни статистики для определения тарифа «военного каско», ни рычагов контроля за выполнением владельцами авто требований закона.

Нет порядка

Это не значит, что страховой рынок сегодня не работает с мобилизованным транспортом. Но каждая компания определяет степень своей ответственности самостоятельно. «Об этом постановлении нам известно с 2008 года, и конечно, мы учли его наличие при разработке правил добровольного страхования транспорта», — признает директор юридического департамента компании «Арсенал Страхование» Татьяна Данилова. По ее словам, ситуация, в которой застрахованный транспорт добровольно передается для временного использования и передачи военным формированиям, не является поводом для отказа в компенсации. «В таком случае вопрос о выплате решается в соответствии с условиями конкретного договора», — объясняет Татьяна Данилова.

Что касается принудительного изъятия авто у предприятий и граждан, то в данном случае страховщики, как правило, отказываются платить. «Отчуждение транспортного средства, которое происходит по приказу властей, является стандартным исключением из договора страхования каско. Поэтому выплаты в случае повреждения изъятого автомобиля не будет. А обязанность компенсации убытка по такому транспортному средству лежит на государстве», — считает директор департамента урегулирования убытков компании «Allianz Украина» Анатолий Климюк. Более того, изменениями, внесенными в мае 2014 года в некоторые законодательные акты Украины для усовершенствования оборонно-мобилизационных вопросов, предусматривается, что порядок компенсации вреда, причиненного транспортным средствам во время их мобилизации, определяется Кабмином. Но этот порядок до сих пор не определен. Поэтому страховщики не исключают проблем на рынке каско. «В ситуации массовой мобилизации застрахованного транспорта стоит ожидать увеличения количества досрочного расторжения договоров каско по инициативе клиентов», — прогнозирует директор департамента андеррайтинга и методологии компании «Нова» Владислав Борец. Таким образом владельцы транспорта попытаются вернуть себе хотя бы часть денег, потраченных на страховку, объясняет старший специалист отдела автотранспортного страхования компании BritMark Александр Кореняко.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама