С начала года у руля Министерства здравоохранения оказался уже четвертый руководитель. После ухода с должности Раисы Богатыревой в кресло руководителя ведомства сел Олег Мусий —выдвиженец Майдана. К сожалению, ему не удалось исправить неэффективную и коррумпированную систему госзакупок лекарств. На начало октября Минздрав закупил только около 25 % от запланированного объема препаратов. Из-за срыва госзакупок Кабмин отстранил Мусия от должности министра, уволил его первого заместителя Руслана Салютина и поручил исполнять обязанности министра Василию Лазоришинцу. Но и последнему также не удалось удержаться в кресле руководителя.
Проблема с госзакупками передалась по наследству новому главе Минздрава, которого Верховная Рада назначила на этой неделе. О том, как будет бороться с пережитками прошлого и каких кардинальных реформ можно ожидать в украинской системе здравоохранения, рассказал министр здравоохранения Александр Квиташвили.
«Приказ Минздрава, который внедрил коечный принцип, надо сжечь»
— На чем сосредоточите свое внимание в первую очередь?
— На завершении госзакупок лекарств на этот год, а также организации на следующий. Мне известно, что с 1 января в Украине заработает агентство, которое будет заниматься организацией всех государственных закупок. Пока не знаю, как оно будет называться. Мы хотим, чтобы Украина начала закупать лекарства через международные организации: UNICEF, World Health Organization и др. Схожим путем идут примерно 110 государств, в том числе Грузия. Закупки через подобные организации гарантируют высокое качество препаратов, а также отсутствие нарушения сроков поставок. Кроме того, цены на препараты от этих организаций примерно на 10‑15 % ниже, нежели рыночные. Планируем отойти от совмещения Министерством здравоохранения трех функций — закупщика, провайдера и контролера.
— Новое агентство будет заниматься госзакупками для Минздрава или для всех госорганов?
— Все государственные закупки будут идти через одно агентство. Его легче контролировать и оно будет работать намного прозрачнее. Поэтому, к примеру, работа Минздрава ограничится подачей параметров по закупкам, а уже организацией займется агентство. Исключение в рамках всех госорганов составят только те закупки, которые нельзя провести по открытым схемам, в частности для нужд Министерства обороны. Перевод госзакупок в отдельное агентство предусмотрен для искоренения коррупции при гостендерах. В Грузии существует такое агентство. Министерство подает ему параметры необходимых закупок, а агентство на открытых онлайн-торгах приобретает товары или услуги. Никто не делал упор только на цене или качестве, поэтому нам удалось достичь хорошего баланса «цена —качество».
— Вы сказали, что планируете отказаться от некоторых функций Минздрава...
— Сейчас Украина финансирует больницы исходя из количества коек, от которого зависит штатное расписание. В результате получается искривление спроса и предложения услуг лечения. К примеру, в приграничной к АТО зоне число пациентов за последнее время выросло в пять-шесть раз. В итоге врачи вынуждены обслуживать больше больных, нежели могут себе позволить, ведь размер их зарплаты не отличается от довоенного времени. Но это же нелогично, неправильно и неэтично.Еще один пример. Украина унаследовала от СССР здания больниц, операционное обслуживание которых по‑прежнему неэффективно. Это происходит из‑за того, что государство тратит деньги на них исходя из количества коек, а не оказанных услуг. Не важно, сколько в больнице было проведено операций, например по удалению аппендицита — 10 или 25, клиника получит по факту от государства одинаковую сумму. Необходимо уходить от принципа финансирования больниц по количеству коек к принципу числа оказанных услуг. А приказ Минздрава, который внедрил коечный принцип, надо сжечь. Если нам удастся изменить подход, то зарплата медперсонала будет зависеть от объема оказанных услуг, и разговор между доктором и пациентом сведется к обсуждению диагноза, а не того, сколько необходимо заплатить врачу в конверте. Вместе с переходом на новый принцип финансирования планируем предоставить больницам финансовую и административную автономию — клиники сами будут определять, что и когда им необходимо закупить. Сейчас деньги, которые врачи получают в конверте, уходят только им. После перехода на принцип финансирования по количеству услуг и предоставления автономии больницам врачи сами будут заинтересованы как можно больше инвестировать в медучреждения, покупку нового оборудования, ремонт помещений и т. д.
— Когда должен произойти переход на новые принципы финансирования?
— В I квартале 2015 г. мы должны уже подготовить и принять соответствующие законопроекты. В целом наша стратегия сконцентрирована пока только на 2015 г. Потому что именно этот год станет критическим для Украины из‑за войны, сложной экономической ситуации. Не думаю, что надо выбирать 50‑60 приоритетов, необходимо брать три-четыре, выполнять их и браться за следующие три-четыре. Но главное, чтобы они базировались на предыдущих шагах и существовала преемственность.
«Все госзакупки будут идти через одно агентство. Его легче контролировать, и оно будет работать намного прозрачнее»
Приватизация больниц
— В Грузии во времена, когда вы занимали пост министра труда, здравоохранения и социальной защиты, активно проходила приватизация больниц. Планируете ли приватизировать клиники и в Украине?
— Считаю, что приступать к приватизации государственных и муниципальных клиник Украина пока не готова как минимум до середины 2016 г. Сначала необходимо определить потребности страны в услугах, которые должно предоставлять здравоохранение. Потом сделать географический план распределения системы здравоохранения. В результате мы должны получить план, который предусматривал бы следующее: где бы ни жил человек, он везде может получить качественные услуги. Сложность заключается в финансировании подготовки этой стратегии. В условиях войны украинские инвесторы очень осторожны, а иностранные тем более. Поэтому, на мой взгляд, для Украины логичнее пойти эволюционным путем: после того как больницы станут автономными, врачи постепенно сами придут к мысли о приватизации клиник.
— Каковы ваши планы по внедрению в Украине обязательного государственного медицинского страхования?
— Необходима сильная система обязательной страховой медицины, ведь сейчас украинская медицина лежит полностью на государственных плечах. Но сначала нужно подготовить соответствующую инфраструктуру. Например, модернизировать сеть больниц, которые будут с ней работать. Нынешняя модель здравоохранения, как я уже говорил, слишком затратна для государства и, если внедрить страховую медицину сейчас, то страховка получится очень дорогой. Если мы успеем за первые шесть-девять месяцев 2015 г. провести первые шаги по реформированию существующей системы, то, по оптимистическому прогнозу, в госбюджете на 2016 г. будет заложено финансирование на реализацию обязательного медстрахования, по внедрению первых его схем.
Новый налог
— В Грузии была внедрена модель параллельного импорта лекарств — в страну разрешалось ввозить препараты, которые производились для других стран. Планируете ли внедрять ее в Украине?
— Да. Эта модель применяется по всей Европе. Параллельно с ее внедрением необходимо упростить регистрацию препаратов в Украине. В мире есть пять госорганов, которые очень тщательно подходят к регистрации препаратов: в США, ЕС, Японии и т. д. Если разрешить параллельный импорт и автоматически признать регистрацию препаратов этими пятью госорганами, можно будет добиться снижения цен. Например, в Грузии за шесть месяцев после введения такой реформы цены на лекарства упали примерно на 20‑30 %.
— В стратегии реформирования здравоохранения есть предложение о необходимости введения специального налога на табачные и алкогольные изделия, который будет направляться на нужды здравоохранения. Когда планируется его введение?
— В подготовке стратегии участвовали более десяти экспертов, поэтому нельзя говорить, что вся стратегия — это мое видение реформы. По моему убеждению, это неправильный шаг. Украине сегодня не нужен еще один налог. Увеличение финансирования по факту ничего не даст, поскольку в стране сейчас неэффективная система здравоохранения. Украинская система здравоохранения — это большая черная дыра, которая может съесть любое количество денег и не принести никакого минимального эффекта для потребителя. Поэтому сначала необходимо реформировать систему, а потом думать об источниках финансирования.
— В Украине, помимо общедоступной системы здравоохранения, также есть ведомственные системы здравоохранения. Планируете ли вы реформировать эту ситуацию?
— Считаю, что ведомственных больниц не должно быть. Должна быть одна система здравоохранения, которая будет обслуживать всех: и горняков, и железнодорожников, и врачей и т. д. Необходимо инкорпорировать все системы в одну, за исключением военной. Последняя имеет свои особенности, которые часто несовместимы с гражданской системой. В Грузии мы поступили именно так.
— В украинской системе здравоохранения есть несколько госпредприятий, в частности завод по производству инсулинов «Индар». Есть ли планы по их приватизации?
— Вначале необходимо провести проверку по простому принципу — они деньги теряют или зарабатывают для государства? Не думаю, что у Украины есть сейчас возможность содержать убыточные компании. Сегодня будет очень сложно сделать приватизацию, но готовиться к ней необходимо — как минимум к частичной продаже. Но это я говорю теоретически, потому что пока не знаком с финансовой ситуацией госпредприятий в системе здравоохранения.
Досье
Александр Квиташвили родился 15 ноября 1970 г. в Тбилиси (Грузия). В 1992 г. окончил исторический факультет Тбилисского государственного университета по специальности «новейшая история Европы и США». В 1993 г. получил степень магистра в сфере государственного управления в Школе государственного управления имени Роберта Ф. Вагнера Нью-Йоркского университета (США). В январе 2008 г. — августе 2010 г. занимал пост министра труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии. С сентября 2010 г. — исполняющий обязанности ректора Тбилисского государственного университета им. Иванэ Джавахишвили. В декабре 2010 г. избран ректором этого же университета. В июне 2013 г. подал в отставку с занимаемой должности. Решением Верховной Рады от 2 декабря 2014 г. назначен на должность министра здравоохранения Украины.
Да уж, мой "отзыв" не лестный.
Я вообще не умею исполнять лестные.
Минус один за "оскорбление надежд здравоохранения нации", или за "оскорбление нации" просто?
О "надежде" всё уже сказал.
А вот индейцами эту "нацию" я называю только для того, что бы индейцы успели понять, что они индейцы.
И, если они это желают отказываться сознавать, то следующий такой шанс у них появится только в резервациях.
Время не имеет значения.
Методы те же.
И на роль индейцев назначают тех, кто на эту роль больше всего соглашается, отказываясь эти аналогии на свой счёт понимать по причине того, что мол у их вождей перья в причёсках на головах не торчат...