Страховые компании не могут перестраховать риски своих клиентов за рубежом. Об этом «Капиталу» сообщили сразу три источника на страховом рынке. «Такая проблема существует, хотя касается больше факультативных, чем облигаторных договоров перестрахования», — подтвердил предправления страховой группы «ТАС» Павел Царук. (Факультативными называются индивидуальные, а облигаторными — комплексные договоры. — «Капитал»).
Отдельной статистики по договорам перестрахования нет, но цифры общих объемов показывают значительный «минус». За 9 мес 2014 года сумма переданных за рубеж страховых премий снизилась почти на четверть по сравнению с 2013-м — до 1,1 млрд грн, а за год, по оценке члена Нацкомфинуслуг Александра Залетова, объемы могли упасть на 50%. Официальной годовой статистики по рынку еще нет.
Страх войны
«Иностранцы не объясняют, почему отказываются перестраховывать украинские риски, или придумывают формальные причины для отказа. Но всем понятно, что главная причина — проблемы в экономике и война», — отмечает генеральный директор ассоциации «Страховой бизнес» Людмила Белошицкая.
Больше всего, по словам гендиректора компании «Аска» Андрея Шукатко, западные перестраховщики боятся договоров страхования, заключенных с клиентами из Донецкой, Луганской областей и Крыма. А с перестраховщиками из России отечественные компании сами не очень хотят работать. В конце 2014-го, по оценкам Залетова, объемы перестрахования в РФ сократились вдвое. «Наши не верят, что российские перестраховщики выполнят свою часть обязательств при наступлении страхового события», — объясняет ситуацию председатель набсовета компании «Саламандра-Украина» Юрий Явтушенко. Передавая валюту по договору перестрахования в Россию, украинские страховщики также рискуют навлечь на себя гнев регулятора, хотя официально такой бизнес с соседней страной Нацкомфнуслуг не запрещала.
Проблемы рынка
Облигаторные контракты с иностранцами заключают в основном крупные страховщики, а факультативные — средние и небольшие компании. Поэтому последних больше всего коснуться проблемы с перестрахованием за рубежом. «Нужно понимать, что это проблема не отдельных игроков, а всего рынка. Если ее не решить, может сработать эффект домино», — говорит Людмила Белошицкая. Дело в том, что если страховая компания допустим, застрахует имущество предприятия с ответственностью на 1 млрд грн, то оставлять себе такой риск, даже если страховая премия будет достигать миллиона гривен, страховщик, по идее, не может — в Украине нет компании, готовой заплатить такую страховую сумму самостоятельно.
Но если доступ на европейские рынки ему будет закрыт, то придется перестраховывать крупный риск у других украинских компаниях. «В нынешней ситуации высок риск массового банкротства наших страховщиков. Поэтому перестраховывать крупные риски внутри страны очень рискованно», — считает Юрий Явтушенко. Он не исключает, что брать на себя большую ответственность по имущественным рискам, особенно в районе военных действий, могут еще и те страховщики, которые готовятся покидать рынок. «Они вообще не будут ничего перестраховывать. Просто украдут деньги и обанкротятся», — не исключает Юрий Явтушенко.
По словам Александра Залетова, проблемы с перестрахованием накапливались годами и требуют комплексного решения. Новое руководство регулятора об этом знает и планирует в ближайшее время заняться поиском выхода из ситуации.