Бізнес

нефтепереработка

ВЕТЭК запустит Одесский НПЗ в сентябре-октябре. Его продукция сможет занять 10% внутреннего рынка

ВЕТЭК запустит Одесский НПЗ в сентябре-октябре
Нефтепродукты производства Одесского НПЗ скорее всего будут продаваться в Украине
Фото: ПАО «Одесский нефтеперерабатывающий завод»

Компания ВЕТЭК планирует запустить Одесский НПЗ в сентябре-октябре, после того как на завод поступит нефть, сообщил вчера «Капиталу» источник на предприятии.

«В сентябре в Одесский порт придут танкеры с нефтью», — сказал он. По словам собеседника издания, поставка нефти будет осуществляться по давальческой схеме. Владелец нефти — нерезидент Украины, которого представитель завода назвать отказался.

Договором предусмотрено, что на Одесском НПЗ будет перерабатываться не менее 200 тыс. т нефти в месяц.

«Нефть в любом случае будет, в основном российская Urals, потому что завод построен под переработку именно этой марки», — сказал представитель предприятия.

Завод, по его словам, будет производить те же нефтепродукты, что и до остановки: «Если будет выгодно, станем производить А-95, если нет — ограничимся А-92. Также будут дизель и мазут».

Владелец нефти будет оплачивать переработку деньгами. Источник уточнил, что поставка нефти на завод пока будет осуществляться морем, позднее планируется задействовать трубопровод.

В Одесском морском торговом порту «Капиталу» сообщили, что в графике расписания танкеров с нефтью для Одесского НПЗ пока нет. Вместе с тем, источник в порту уточнил, что в случае поступления заявки на разгрузку нефти все вопросы «можно решить за неделю». Представитель Администрации морских портов сообщил изданию, что, по его информации, нефть для Одесского НПЗ в Одесский порт должна прийти в течение двух месяцев.

Привычная схема

Президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук рассказал, что в Украине традиционно сложилось так, что НПЗ работают с давальческой нефтью.

«Завод работает как перерабатывающий цех, а вся коммерческая деятельность, в том числе центр по образованию прибыли или убытков, переносится на отдельные коммерческие структуры. Так было в ТНК-ВР, в «ЛУКОЙЛ», на Кременчугском НПЗ «Укртатнафти». Заводу компенсируют текущие производственные затраты (зарплата, энергоносители, стоимость реагентов, налоги и т. д.), но он не участвует ни в приобретении нефти, ни в продаже нефтепродуктов», — подчеркнул Косянчук.

Эксперт предположил, что с высокой долей вероятности нефть, которая будет поставляться на Одесский НПЗ, будет приобретена какой‑то из компаний ВЕТЭК. Сама ВЕТЭК не прокомментировала информацию о запуске завода и на запрос «Капитала» не ответила.

Бензин пойдет в Украину

Гендиректор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн убежден, что у ВЕТЭК не должно быть сложностей с обеспечением Одесского НПЗ сырьем: «С нефтью проблем нет, нефти — полное Черное море. Хочешь — бери азербайджанскую, хочешь — российскую, хочешь — иранскую».

По мнению Леонида Косянчука, если Одесский НПЗ запустится и владелец нефтепродуктов выйдет с оптовыми партиями топ­лива на рынок, станет логистически проще снабжать сети АЗС, расположенные на юге Украины.

«Тем более, что завод может без проблем выпускать качественный бензин и дизельное топливо, соответствующие европейским стандартам ЕN-228 и EN-590» — отметил он.

Нефтепродукты производства Одесского НПЗ скорее всего будут продаваться в Украине, считает эксперт.

«Потому что их цена и так будет уже на пределе, а если их еще и экспортировать, то продажа будет нерентабельна», — уверен Косянчук и поясняет, что у завода нет ни каталитического крекинга, ни гидрокрекинга, ни других «облагораживающих процессов», кроме разве висбрекинга, в связи с чем глубина переработки нефти оставляет желать лучшего.

Сергей Куюн тоже уверен, что произведенные на Одесском НПЗ нефтепродукты будут продаваться в первую очередь в Украине: «Для любого производителя всегда самым выгодным является внутренний рынок в силу удобства логистики и низких транспортных расходов. Если же будут образовываться излишки, то всегда есть возможность их экспортировать».

Эксперт подсчитал, что переработка на Одесском НПЗ 200 тыс. т нефти в месяц даст 1,2 млн т светлых нефтепродуктов в год, что составляет 10‑12 % емкости всего украинского рынка.

«Нельзя сказать, что это много, но определенное влияние на рынок этот ресурс будет оказывать. Но на цены топлива запуск Одесского завода не повлияет, так как цены в Украине формирует внешний рынок», — сказал он. Такого же мнения придерживается и Леонид Косянчук. «Дороже, чем по импорту, они продавать не смогут, а дешевле — не будут», — заверил он.

Сложности со снабжением

Президент «Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины» отметил, что у Одесского НПЗ будут сложности со снабжением нефтью по трубопроводу.

«Проблема в том, что этот завод пока отрезан от трубной нефти, и как туда ее доставлять, пока никто толком сказать не может», — отметил он.

Есть также трудность с отправкой на экспорт мазута, поскольку своих мощностей у Одесского НПЗ нет, а те, что расположены поблизости, контролирует группа «Приват».

Сергей Куюн сказал, что на рынке пока нет информации о том, что ВЕТЭК начала расширять свою сеть заправок, как обещала ранее. По его мнению, в силу ряда причин компания, вероятно, сосредоточится именно на налаживании работы НПЗ.

«Несмотря на то, что ВЕТЭК амбициозна, есть объективные реалии — нельзя эффективно заниматься всем одновременно. Предполагаю, что сейчас приоритетным направлением для ВЕТЭК станет Одесский НПЗ. Это актив непростой, потребуется очень большая работа по выстраиванию поставок нефти, логистике продукции, но самое главное — повышению качества нефтепродуктов и увеличению глубины переработки, — пояснил эксперт. — В противном случае завод останется дотационным проектом, как и футбольный клуб».

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама