Проблемного страховщика жизни «Зенит» не удалось спасти с помощью временной администрации — в четверг Нацкомфинуслуг аннулировала ему лицензии. Таким образом «Зенит» продолжил традиции скандально известной финансовой группы «Страховые традиции» (куда входил до 2008 года), оставив своих страхователей без выплат. По данным регулятора, на 2014 год обязательства по действующим договорам «Зенита» превышали 4 млн грн.
Плохие традиции
Компания «Зенит», ранее «Страховые традиции — Жизнь», была зарегистрирована в 2004 году. Уже в 2008 году, по данным ренкинга InsuranceTOP, страховщик занимал 26 место на рынке страхования жизни, собрав почти 3 млн грн премий. Но в 2009 году компания была переименована в связи с тем, что аффилированный с ней рисковый страховщик «Страховые традиции» обанкротился с большим скандалом, не выплатив оценочно почти 40 млн грн.
В 2010 году компания «Альбатрос стронг лимитед» подала в хозяйственный суд Киева заявлении о признании «Зенита» банкротом, но позже его отозвала. А в 2011 году владелец «Зенита» Дмитрий Гончаров продал страховщика Алексею Натарову.
По данным Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины, на 1 июля 2013 года основными акционерами СК «Зенит» являлись две оффшорные компании — Bear Capital Ltd (Белиз) и Moltex Business Limited (Великобритания), владеющие 49,99% и 44,99% акций соответственно. Миноритарными акционерами называли Валентина Константинова и Алексея Натарова.
Кто сейчас реально владеет компанией неизвестно. Еще в конце 2012 года в Нацкомфинуслуг перестали поступать отчеты страховщика. В начале 2013 года комиссия приостановила действие лицензий страховщика, а ввела временную администрацию только в начале 2014 года.
Неудивительно, что результат инвентаризации активов «Зенита» временным администратором оказался безрезультатным. «Отсутствовали любые ликвидные активы согласно имеющихся первичных документов и учетных регистров», — сообщили в пресс-службе Нацкомфинуслуг.
Временному администратору удалось установить только обязательства страховщика. Только в 2014 году «Зенит» должен был выплатить страхователям по долгосрочным договорам страхования жизни 1,5 млн грн. Всего обязательства страховщика превышают 4 млн грн.
Без портфеля
В начале 2015 года полномочия временного администратора закончились, и он покинул компанию, так и не сумев помочь ее клиентам. В комиссии разводят руками. «Все, что мы можем — ввести временную администрацию или лишить компанию лицензий. Но это не вернет денег клиентам», — констатирует член Нацкомфинуслуг Денис Ястреб.
В пресс-службе комиссии ссылаются на отчет временного администратора, где среди антикризисных мер было предложение Украинской федерации страхования (УФС) спасти страховщика путем разделения его обязательств среди других лайфовых компаний. «Вместе с тем в отчете этого же администратора отмечается, что никакие меры членами УФС по санации „Зенита“ не проводились, и последующих предложений не поступало», — отмечают в пресс-службе комиссии.
В Украинской федерации страхования называют претензии регулятора беспочвенными. «Это смешно — ждать, что мы будем проводить санацию страховщика, — возмущается гендиректор УФС Галина Третьякова, — Во-первых, общественная организация не имеет полномочий для санации. Во-вторых, мы, действительно, подготовили и дали комиссии план передачи страхового портфеля „Зенита“ другим лайфовым компаниям, что позволило бы рассчитаться со страхователями. Но почему план не был реализован, мы не знаем».
В комиссии тоже нет ответов на этот вопрос: в связи с отсутствием кворума в Нацкомфинуслуг на момент ухода из «Зенита» временного администратора, его окончательный отчет так и не был заслушан. А пообщаться с кем-то из руководства или акционеров страховщика, по словам Дениса Ястреба, пока не удается.
Призвать к ответу
Председатель правления лайфовой компании «Юпитер VIG» Руслан Васютин считает, что в случае с «Зенитом» вряд ли сработала бы идея передачи обязательств. «Если у компании нет активов, то что передавать? Ведь вместе с обязательствами по закону должны быть переданы и резервы, которые новая компания зачисляет себе в виде премий. Иначе такой портфель никому не интересен», — считает он.
По словам Галины Третьяковой, страховщики жизни готовы были даже отказаться от премий, чтобы спасти имидж рынка, ведь «Зенит» стал первым реальным банкротом на лайфовом рынке. «Но передачей портфеля имидж все равно не спасешь. Нужно усилить ответственность собственников и руководителей страховых компаний перед клиентами», — считает Руслан Васютин.
Пока что комиссия только чистит рынок страхования жизни. В четверг, кроме «Зенита» потеряли право работать на нем еще три мертвых лайфовых страховщика: «611», «Софиевская брама» и «Украинский золотой резерв». Но клиентам от этого не легче — денег у компаний нет. В УФС предлагают ввести принудительную ликвидацию страховщика в момент, когда оттуда только начинают выводить активы. В Нацкомфинуслуг обещают добавить эту норму в проект нового закона о страховании, который будет рассматриваться парламентом в первом чтении уже во вторник.