Фінанси

перспективы

Обнародован план ликвидации Нацкомфинуслуг

37051
Обнародован план ликвидации Нацкомфинуслуг

Парламент опубликовал поданный президентом законопроект о передаче полномочий Нацкомфинуслуг с 1 января 2016 года к Нацбанку и Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Участники финансового рынка признают, что требования НБУ намного жестче, чем у их регулятора. Поэтому страховщиков и рынок кредитной кооперации ожидает даже большая чистка, чем та, которой в 2014-2015 годах подвергся банковский рынок.

Нацкомиссия, осуществляющая регулирование рынков финансовых услуг, будет работать только до 1 января 2016 года. Об этом говорится в президентском законопроекте № 2413а, текст которого был обнародован вчера. После этого ее функции будут разделены между Нацбанком и Нацкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. В частности, НКЦБФР возьмет шефство над фондами — негосударственными пенсионными, облигаций недвижимости и финансирования строительства, эмитентами ипотечных сертификатов и доверительными обществами.

Все остальные участники небанковского финансового рынка — страховые, финансовые, лизинговые и факторинговые компании, кредитные союзы, бюро кредитных историй, ломбарды, администраторы покупок в группах — перейдут под контроль НБУ. Правление Нацбанка будет расширено с шести до семи человек: новый заместитель, вероятно, будет курировать эти рынки.

В ожидании чистки

Власть заговорила о ликвидации Нацкомфинуслуг в конце 2014 года, поэтому участники финансового рынка уже морально подготовились к грядущим изменениям. Изначально речь шла даже о создании мегарегулятора из двух комиссий и НБУ, но НКЦБФР пощадили. В Нацбанке еще нет четкого видения, как изменится регулирование небанковских финансовых учреждений. Скорее всего, будет создан специальный департамент, в котором каждое из подразделений будет курировать свой сегмент финансового рынка. Обсуждается, что в каждом департаменте НБУ — от методологии до лицензирования — будет минимум по одному специалисту из Нацкомфинуслуг.

Большой «чистки» рынку не избежать. «Небанковский сектор должен стать источником длинных денег для экономики, а для этого на рынке должны работать только устойчивые компании. Останутся только те страховщики, чьи акционеры готовы развивать свои активы и вкладывать в них средства. Кто не готов — должен будет уйти с рынка», — считает генеральный директор Украинской федерации страхования Галина Третьякова. Уйти придется, вероятнее всего, и компаниям, которые не раскроют структуру собственности и не покажут бенефициаров. Сейчас существует более 400 страховщиков, из которых реальную деятельность ведут не более сотни.

Изменения ожидаются и на рынке кредитной кооперации. «Очевидно, что требования к нам будут ужесточаться, а условия работы будут дорожать. А это значит, что небольшим кредитным союзам придется уйти с рынка. Хотя президент неоднократно заявлял, что рынок кредитной кооперации нужно развивать и поддерживать, но пока на практике мы этого не видим и не чувствуем», — сетует президент Всеукраинской ассоциации кредитных союзов Виктория Волковская.

Еще до этой реформы на базе союзов с капиталом более 12 млн грн предлагалось создать кооперативные банки и перевести их под контроль НБУ. Более мелкие союзы должны были лишиться возможности привлекать депозиты и остаться под контролем Нацкомфинуслуг. НБУ может «вспомнить» об этих предложения вновь, чтобы заставить союзы укрупняться.

Эти страхи основаны на нынешних действиях НБУ, которые привели к банкротству уже почти трети всех банков, которые существовали в Украине до начала нынешнего кризиса. Но даже если опасения страховщиков и кредитных союзов окажутся преувеличенными, у них есть замечания и к прямым нормам предложенного законопроекта.

«В документе есть моменты, которые, надеюсь, будут исправлены на этапе принятия. Например, госслужащие не могут быть членами кредитных союзов. Это не совсем логично», — считает Виктория Волковская. Более того, необходимо предусмотреть переходной период для участников небанковского финансового рынка, чтобы участники рынка неожиданно не оказались без лицензий или со слишком жесткими новыми правилами надзора. «Он должен быть не менее шести месяцев, а еще лучше — год. Это время нужно не только Нацбанку, чтобы внести изменения в свои нормативно-правовые акты, но и нам, чтобы адаптироваться к работе в новых условиях», — говорит Виктория Волковская.

Источник: FinMaidan
Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама