Не прошло и двух месяцев работы аграриев по новым правилам спецрежима НДС, как льготное налогообложение может претерпеть очередные изменения. В середине текущей недели фермеры организовывали массовые акции протеста с требованием вернуть действующую до 1 января 2016 года модель НДС. Тогда 100% средств оставалось в распоряжении производителей. Несмотря на то, что соответствующий законопроект уже разработан, и документ даже рекомендовали к принятию в первом чтении профильные парламентские комитеты, утвердить его будет не так просто. Не исключено, что и сейчас, также как в декабре, аграрное лобби проиграет. Возврата к прежней системе не будет. Но другие варианты спецрежима возможны.
Парламентская ошибка
Несколько часов депутаты-члены парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики спорили, какой формат спецрежима по НДС для сельхозпроизводителей может быть наиболее приемлемым. Единственное, в чем сходились мнения всех — в конце декабря Верховная Рада допустила ошибку, сузив возможности аграриев использовать систему льготного налогообложения.
До 1 января 2016 года 100% сумм НДС аккумулировались на спецсчетах бизнеса, которые они могли использовать для собственных производственных нужд. В среднем за последние несколько лет это около 20 млрд гривен, по предварительным оценкам с учетом девальвации, в 2015 году сумма составит 30 млрд гривен.
Напомним, с нового года действует пропорция распределения налога: по операциям с зерновыми и техническими культурами 85% уплачивается в бюджет, 15% — остается в собственном распоряжении, с продукцией животноводства — 20%/80%; с другими сельхозтоварами и услугами — 50%/50%.
В то же время в Налоговый кодекс была возвращена норма о возмещении НДС. Это был компромиссный вариант между парламентом и правительством. Минфин изначально настаивал на полной отмене спецрежима НДС, как того и требовал МВФ.
«В конце года нам была навязана большая афера, — заявила на заседании комитета 16 марта Татьяна Острикова (фракция „Самопомич“). — Руками больших холдингов было проголосовано возмещение НДС и частично спецрежим для них остался».
«Мы сделали большую ошибку, когда частично ликвидировали спецрежим, — вторил ей член комитета, лидер РПЛ Олег Ляшко. — Теперь фермеру не за что купить купить удобрения, посевной материал, топливо. Мы уважаем МВФ, но настаиваем, что на первом плане должен быть национальный интерес».
Как отмечает глава налогового комитета Нина Южанина («Блок Петра Порошенко), прямое дотирование из бюджета на замену частичной отмены спецрежима так и не было предусмотрено: «В этом правительство и подставило депутатов. Такая безответственность и привела к нынешней ситуации».
По данным Министерства аграрной политики и продовольствия, на 2016 год бюджетная поддержка заключается лишь в выделении 50 млн гривен на льготное кредитование и 300 млн гривен на поддержку животноводства. «Это вообще ничего в масштабах страны, спецрежим был единственным способом поддержки и то, если посчитать эту поддержку, то это было 40 евро на гектар, в то время как во всем мире от 200 до 1,5 тыс евро за гектар, — рассказывает собеседник в Минагрополитики. — Какая-никая поддержка, но на плаву можно было продержаться, за счет чего, например, и продукты питания были дешевле».
Поиск компромисса
С начала года в парламенте было зарегистрировано 11 законопроектов, суть которых сводиться к тому, чтобы пересмотреть спецрежим или вернуть его в полном объеме. Это — требование бизнеса. И с начала текущей пленарной недели аграрии устраивали массовые акции протеста, пока спикер Рады Владимир Гройсман не собрал рабочую группу для наработки комплексного решения. В нее помимо депутатов вошли представители Минфина, Минагрополитики, Государственной фискальной службы, участники рынка.
Нина Южанина поясняет, комплекс заключается не в возврате к старым нормам, так как это является прямым конфликтом с МВФ, а в поиске компромисса. Для малого фермерства (площадь обрабатываемых земель до 50 га), самозанятых лиц, «личных сельских хозяйств» (около 2 га) спецрежим должен действовать в полном объеме. То есть, в распоряжении необходимо оставлять 100% сумм НДС.
Для среднего и крупного бизнеса подход может быть с учетом специфики. «Интерес аграриев, которых вообще не интересует спецрежим, тоже должен учитываться, — говорит Южанина. — Главное, что нас впервые услышал Минфин, соглашается, что нужно срочно исправлять ошибки».
Южанина предложила свой вариант наработки решения. В течение 10 дней на базе комитета наработать альтернативный законопроект с учетом позитивных норм из 11 документов и именно его выносить в зал.
От такого компромисса члены комитета отказались. Но большинством поддержали законопроект № 3851-1, авторами которого являются 39 депутатов практически всех фракций. Накануне этот документ был поддержан и в аграрном парламентском комитете.
Инициатива предполагает, возобновление действия спецрежима НДС до 1 января 2018 года и мораторий на применение штрафных санкций за допущение ошибок в сфере применения спецрежима с 1 января 2016 года.
Кроме того, депутаты предлагают отказаться от двух реестров заявок на возмещение НДС. Эта норма также заработала с нового года и предполагает, что в один реестр попадают предприятия, которые соответствуют критериям. А речь, в частности идет о том, что доля экспорта у таких компаний должна быть не менее 40%, активы втрое превышать заявку на возмещение НДС. Во второй реестр попадают все остальные компании. ГФС уже начала публиковать оба реестра заявок и проанализировав их, например, можно увидеть, что один из крупных зернотрейдеров «Кернел-Трейд» находится в обоих реестрах.
Также законопроект № 3851-1 предусматривает запрет ГФС отменять суммы налогового кредита по формальным признакам, а только в случае выявления ошибок в идентификационном номере плательщика или формировании кредита по необлагаемым операциям. Указанные выше поправки могут объединить депутатов в зале, считает Татьяна Острикова, а проблемы с налоговым кредитом и манипуляциями налоговиков касаются не только аграрного бизнеса, а и других плательщиков.
В то же время Нина Южанина считает, что этот законопроект, если и имеет право быть проголосованным, то только в первом чтении, а ко второму — на 99% переработан. «Я разговаривала с депутатами, многие готовы поддержать мою позицию и наработать новый законопроект. Теперь, когда есть такая поддержка, мне будет легче», — говорит она.
«Я не исключаю, если депутаты проголосуют за законопроект № 3851-1 в первом чтении, это будет сигнал МВФ, некий ультиматум, — сообщила РБК-Украина замминистра финансов Елена Макеева. — Мой опыт говорит, что ультиматум — крайне негативное решение для любых переговоров. Поэтому, я надеюсь, в течение месяца вопрос решиться, мы найдем единственное правильное решение, компромисс, если хотите. Вернуть, как было до 1 января 2016 года, неправильно. Это, по сути, означает, отказ от сотрудничества с МВФ. Как мне кажется, депутаты это понимают».
Один из соавторов законопроекта Александр Бакуменко уверен, что МВФ в данном случае действует не в интересах Украины, а премьер Арсений Яценюк и министр финансов Наталья Яресько изначально не должны были брать на себя обязательства об отказе от спецрежима.
«МВФ — партнер и должен следить как мы выполняем обязательства, например, дефицит бюджета в пределах 3,7% от ВВП. Но вмешиваться во внутренние дела, а спецрежим — это внутренее дело, тем более не льгота, а возможность поддержки, — не надо», — категоричен Бакуменко. Он добавляет, если в условиях тройной девальвации, отсутствия кредитования, снижения объемов производства, поголовья, посевных площадей не вернуть спецрежим в полном объеме, можно будет похоронить сельское хозяйство.
В ожидании худшего
В Минагрополитики рассказали, что, по их данным, пошло резкое снижение налоговых платежей при росте налоговой нагрузки за последние несколько лет почти в 50 раз.
Однако в ГФС статистика другая. От сельхозпроизводителей в феврале дополнительно поступило всего 184 млн гривен НДС (декларация за январь), в том числе, от зернотрейдеров — 78,6 млн грн, от производителей живодноводческой продукции — 25,6 млн гривен, а от остальных — 66,3 млн гривен.
По словам Елены Макеевой, в доходах бюджета заложен «плюс» на более, чем 4 млрд гривен. «Вот простой пример, обратился к нам малый фермер, у которого всего 1,3 тыс га земли. Его налоговая нагрузка составляет 4 млн гривен. Ему не выгодно работать в таких условиях. Что уже говорить про крупный бизнес, который и налог на доходы физлиц платит, и аренду», — добавил собеседник издания в Минагрополитики.
Кроме того в министерстве отмечают, если не исправить закон, «то хуже осени, чем будет в 2016 году, еще не было». Взошло всего 30% озимых, пересевать не за что. Нет денег ни на посевной материал, ни на покупку удобрений, ни на ремонт техники, не то что на приобретение новой.
В то же время, пока депутаты спорят, чья идея лучше, в Минагрополитики, по данным Макеевой, предложили 6 сценариев развития событий:
1. Вернуть спецрежим и отказаться от возмещения НДС;
2. Вернуть спецрежим и оставить возмещение;
3. 50%/50% с правом возмещения;
4-5. 75%/25%, и наоборот, плюс право на возмещение.
6. Отмена спецрежима для зерна и 50%/50% — для животноводов и растениеводов
«На мой взгляд, 5 вариантов, на самом деле, не учитывают интересов всех аграриев. Зерновикам, например, не нужен спецрежим, им нужно возмещение НДС, животноводам — наоборот. Маленькие фермерские хозяйства нуждаются в простом администрировании. Может, 6 вариант — это самое правильное решение?», — говорит Елена Макеева.
По ее словам, МВФ не исключает введение пропорции 50%/50%. «В проекте Меморандума сегодня прописано, что если в случае проведения анализа использования спецрежима по НДС в I квартале 2016 года будет выявлена тенденция по использованию незаконных схем при нынешних пропорциях, если их стало больше, то переход на режим 50 на 50 возможен. Также будет прописано, что вопрос возврата к возобновлению спецрежима с 1 января 2017 года не будет подниматься. И это важно. Мы все должны понимать, что речь идет только о транзитном периоде — о 2016 годе», — резюмирует заминистра финансов.
Оценка влияния на бюджет для всех 6 вариантов еще просчитывается в Минфине. В пресс-службе министерства отказались предоставить даже предварительные данные. Однако, по оценкам Макеевой, самый радикальный сценарий — и вернуть спецрежим в полном объеме, и сохранить возмещение — принесет потери бюджету, как минимум в 20 млрд гривен. «Ни для кого не секрет, что спецрежим по НДС выгоден прежде всего крупным компаниям, принадлежащим самым богатым людям страны. Поэтому политика по отмене льгот натыкается на такое мощное лобби», — считает она.
Глава Аграрного союза Геннадий Новиков предупреждает, если не будет найдено решение к понедельнику, 21 марта, митингующих в Киеве будет в разы больше. «Янукович тоже много чего не хотел. Результат мы знаем. Мы больше не играем в наперстки и ждать не будем», — предостерег Новиков.