Саммит пяти развивающихся стран проходит под девизом «БРИКС: крепкое сотрудничество для светлого будущего». Правда, по ходу саммита перевод с китайского на русский немного скорректировали.
Теперь девиз такой: «БРИКС: укрепление партнерства во имя безоблачного будущего». Видимо, переводчику на русский ближе тема климатических изменений.
Доказывать, крепкое ли сотрудничество между членами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), особой необходимости нет. Оно крепкое. По крайне мере, пограничный конфликт между Индией и Китаем вокруг плато Доклам не омрачил саммит.
Премьер-министр Индии Нарендра Моди принял приглашение председателя КНР Си Цзиньпина и приехал в Сямэнь. Между остальными членами клуба и вовсе нет принципиальных разногласий.
«Наши страны хотя и разделены морями и горами, но мы собрались вместе. Потому что настоящая дружба крепче металла», — говорил председатель КНР Си Цзиньпин, приветствуя участников и гостей саммита.
Повестка саммита и выступления его участников дают некоторое представление о том, как будут жить 2,9 млрд человек (42% населения Земли). И даже срок наступления лучшего и устойчивого будущего обозначен — 2030 год. Под этой датой подписался господин Си.
Будущее десятилетие будет «золотым» во всех смыслах этого слова. Китай даст миллиарды долларов на развитие, а сами доллары будут потеснены биткоином. Не будет неконтролируемых запусков ракет с ядерными боеголовками: лидеры БРИКС, осудив «проведенное КНДР ядерное испытание», призвали все-таки решать такого рода проблемы путем мирного диалога, что отражено в итоговой декларации саммита.
Глобально поменяется за следующее десятилетие и экономика стран БРИКС. Она будет и «синей», и «зеленой» одновременно. «Зеленая экономика» — это, например, альтернативная энергетика и ресурсосберегающие технологии, а «синяя» — биотехнологии, морской туризм, развитие аквакультуры (в частности, выращивание рыбной молоди или морской капусты).
«Синяя экономика может стать драйвером роста глобальной экономики», — считает Сергей Катырин, глава ТПП и руководитель российской части Делового совета БРИКС.
«Простым людям» БРИКС предложил равняться на жителей Сямэня (в переводе с китайского — ворота на родину). По словам Си Цзиньпина, «храбрые и трудолюбивые сяменцы превратили этот город в сад». Сам господин Си в свое время работал тут заместителем мэра.
Сейчас валовый продукт Сямэня составляет $56 млрд, что больше ВВП, к примеру, Белоруссии ($47,4 млрд в 2016 году, по данным всемирного банка). Инвестиции в городскую инфраструктуру выросли в прошлом году на 14%. Объем морских перевозок — 9,6 тысяч контейнеров (15 место в мире). Авиасообщение установлено с 30 международными авиапортами. При этом 40% территории города — это парки и сады.
Заплатит за трансфер в будущее Китай. Си Цзиньпин считает, что и второе десятилетие БРИКС будут золотым.
«БРИКС переживает ключевой этап в своем развитии. Мы видим сейчас эволюцию мироустройства, период глубоких перемен. Закон джунглей уже не работает и не соответствует логике времени», — заключил китайский руководитель.
Помимо ранее объявленных программ развития на миллиарды долларов, Си Цзиньпин заявил о выделении около $76 млн, «чтобы поспособствовать политическим обменам и практическому сотрудничеству в экономической и торговой сферах».
Российский лидер Владимир Путин предложил членам БРИКС расширить сотрудничество в сферах космоса, здравоохранения, информационной безопасности и подумать над созданием общего телеканала.
«Необходимо сформировать в рамках БРИКС прочную правовую базу в сфере международной информационной безопасности, подумать о том, чтобы наладить взаимодействие в сфере СМИ, в том числе изучить возможность создания общего телеканала „пятерки“ для распространения объективной информации о деятельности БРИКС», — заявил Владимир Путин.
БРИКС также собирается преодолевать зависимость от доллара. Не с завтрашнего дня, но постепенно вытеснять доллар во взаиморасчетах между странами БРИКС и БРИКС+ (плюс — Египет, Гвинея, Мексика, Таджикистан, Таиланд).
Об этом в кулуарах саммита рассказал журналистам глава российского ВЭБ Сергей Горьков. Это даст ВЭБу возможность открывать кредитные линии между банками, входящими в БРИКС, не только в юанях.
«Было только в юанях, а теперь мы имеем возможность открывать линии как в юанях, так и в других валютах», — пояснил Горьков.
Он напомнил слова китайского лидера о том, что внешние инвестиции стран БРИКС составили $197 млрд в 2016 году. Но лишь 5% инвестиций прошли между странами «пятерки». Это мало, и расчеты в нацвалютах дадут толчок инвестициям.
В принятой по итогам саммита декларации лидеры стран отметили, что договорились поддерживать «тесную связь в целях развития сотрудничества в валютной сфере в соответствии с мандатом центральных банков каждой страны, в том числе посредством валютных своп-операций, расчетов в национальной валюте и прямых инвестиций в национальной валюте, если это целесообразно, а также изучить другие модальности сотрудничества в валютной сфере».
Гендиректор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев дал понять, что страны-члены БРИКС готовы идти дальше — обсуждалась тема создания криптовалюты стран блока.
Криптовалюта — это лишь часть общей концепции «цифровизации» всего и вся. О развитии цифровой экономики говорил также и Владимир Путин.
«Цифровизация становится одним из локомотивов глобального роста и играет значительную роль в повышении производительности труда, качества жизни. Новые технологические решения должны помочь выходу на рынки государств БРИКС не только крупных компаний, но и малого и среднего бизнеса», — сказал Путин, обращаясь к членам Делового совета организации.
Возвращаясь к теме взаимных расчетов, стоит отметить, что в логике Горькова и Дмитриева к 2030 году доллар должен быть потеснен на пространстве БРИКС+ нацвалютами и криптовалютой. Правда, пока это кажется маловероятным, учитывая, что физическому лицу поменять рубли на юани или рубли на доллары в Поднебесной невозможно.