25 октября в PinchukArtCentre откроется третий выпуск выставки номинантов на международную премию Future Generation Art Prize, которая вручается один раз в два года. Эта выставка представит индивидуальные проекты художников из Европы, Азии, Северной и Южной Америки, а также Африки
Премия была учреждена в 2010 году, и так уж сложилось, что выставки ее номинантов выходят чуть ли не наиболее интересными среди всех остальных проектов арт-центра. В отличие от именитых художников, на которых обычно делают ставку кураторы, FGAP собирает «молодую кровь» со всего мира. По условиям конкурса, подавать заявки на участие могут только художники, не достигшие тридцатипятилетнего возраста. На выходе получается выставка, которая становится своеобразным срезом эпохи, поскольку именно молодые художники отличаются романтическим рвением что‑то изменить в мире. Темы, которые они чаще всего затрагивают, — политика, социальные проблемы, расовая / гендерная дискриминация, поиск личной или национальной идентичности.
В среднем число конкурсантов составляет более шести тысяч, из которых международное жюри — известные художники и музейщики — отбирают только двадцать. А двадцать первым становится победитель Pinchuk Art Prize — это премия, идентичная FGAP, но организуемая исключительно для украинских художников. Так, в 2010 году участником FGAP стал харьковский живописец Артем Волокитин, а в 2012 г. — киевский художник Никита Кадан. Последний, кстати, будет участником и этого выпуска FGAP, и это первый случай в истории премии, когда международное жюри собственным решением включило украинского художника в шорт-лист. Также впервые среди номинантов — художник из России. Ниже сфокусируемся на самых ярких участниках шорт-листа.
Public Movement (Израиль) — название этой художественной группы («общественное движение»), собственно, очерчивает сферу художественных интересов художников. Разрабатывая своего рода публичную хореографию, художники и участники их акций пытаются выявить некие формы социального порядка. Каким будет их перформанс в Киеве, можно будет узнать только после открытия проекта, но уже сейчас известно, что для него Public Movement ищет людей физически выносливых, любящих бегать, падать и преодолевать препятствия.
Розетта Бискотти (Италия) находится на взлете своей карьеры. В ее послужном списке — недавнее участие в Документе и главном проекте последней Венецианской биеннале. Для последней она работала с заключенными женской тюрьмы на Джудекке (одном из венецианских островов): в течение нескольких месяцев они рассказывали о своих мечтах. Впоследствии, уже в выставочном пространстве, записанные голоса узниц звучали среди минималистичных скульптур, созданных из остатков тюремной еды.
Аслан Гайсумов — российский художник чеченского происхождения. Можно предположить, что говорить он будет о войне. Обладатель Премии Кандинского и недавний участник арт-биеннале Manifesta, Аслан, родившийся в Грозном в 1991 году, с войной знаком не понаслышке. «Истрепанные и изрезанные, без корешка и без сердцевины, с вырванными страницами, ранами от гвоздей — книги в работах художника как будто демонстрируют следы жестокой истории и событий, свидетелями и жертвами которых они стали», — так описывается наиболее известная из работ Гайсумова «Война».
Эллисон Виэра приедет в Украину из США, где она окончила университет Сooper Union. Это очень необычное учебное заведение: его основал изобретатель, отстаивавший идею свободного образования. В Сooper Union могут попасть только действительно талантливые художники и способные ремесленники. Посмотрим, что Эллисон представит в Киеве, но вполне можно ожидать скульптур в духе американского минимализма с отсылками к проблеме научно-технического прогресса.
Это только некоторые из почти двух десятков участников, сферы деятельности которых уже позволяют судить о том, насколько широкий спектр тем будет поднят на выставке.
Киев, PinchukArtCentre
25 октября — 4 января